Материалы XIV научно – практической конференции
«Амбулаторная и больничная психотерапевтическая,
психологическая и психосоциальная помощь сегодня».
Выпуск 13, стр.178 -181, 22 декабря 2016 г., г. Москва.
Табидзе Александр Александрович
Член – корр. РАЕН, профессор, директор Научного Центра
«Психотерапевтическая педагогика» Минобрнауки РФ,
эксперт международного реестра специалистов по психическому здоровью
В медицине и психологии до сих ведутся дискуссии по поводу того, насколько
психогенные заболевания и психологические качества человека имеют социальную
обусловленность или они биологически детерминированы (Клиническая психология.
Под ред. Карвасарского Б.Д., 2014). Авторы для обоснования своих теорий часто
используют модельные представления. В настоящее время начинает утверждаться 4-х
частная модель – био-психо-социо-духовная (Макаров В.В. 2011). Но она пока не имеет
образного представления. Рассмотрим эволюцию образных модельных представлений.
Наиболее известная двух-частная модель психики (Фрейд, 1937) представляет собой
следующий образ - наездник на лошади. Этой моделью Фрейд декларирует о двух
автономных, самостоятельных инстанциях психики – бессознательное (лошадь, ИД) и
сознание (наездник, ЭГО). В процессе воспитания создаётся ещё супер-Эго (морально-
нравственный компонент), носителем которого является всё тот же наездник (сознание).
Для обсуждения модели из двух инстанций целесообразно использовать понятия –
СУЩНОСТЬ (бессознательное) и ЛИЧНОСТЬ (сознание).
В отечественной психологии получила распространение одно-частная модель, в которой
признавалось единство и непрерывность сознания и бессознательного и утверждалось, что
бессознательное –это определённая степень интенсивности сознания. Образное
представление такой модели, по нашему представлению, - кентавр. Она берёт начало от
Лейбница, и была взята в основу философских работ Маркса, Ленина – что
психологические качества человека обусловлены общественными отношениями.
На наш взгляд, эта политическая позиция стала основанием создания теории отношений
(Мясищев В.Н., 1960). Между двумя этими моделями в отечественной медицине шла острая
дискуссия, более того изучение модели Фрейда было запрещено.
Трёх-частная модель (лошадь-наездник-тележка) подсказана работой академика Вейна
А.М. на основании утверждения, что между вегетативно-эндокринными реакциями и психо-
эмоциональными состояниями имеется сопряжение (Вейн А.М., 1994).
Сопряжение – от слова упряжка, которая жёстко соединяет лошадь и беговую тележку.
Носителем вегетативно–эндокринных реакций является тело, поэтому в модель
необходимо включить третий элемент – тележку, сопряжённую с лошадью.
Четырёх – частная модель в психологии известна как модель Гурджиева, которую он
взял из индийской духовной мифологии. Образ этой модели : экипаж - карета (тело),
лошадь (бессознательное), кучер (сознание) и сидящий в карете хозяин (дух) (Гурджиев Г.И., 1924).
Недостаток модели Вейна – разрозненность её частей, приводящая к введению
3-х автономных инстанций , а в модели Гурджиева – 4-х инстанций. А у нас ограничение –
одна или две инстанции.
Автор предлагает четырёх- частную модель, представляющую две автономные
инстанции. Первая инстанция – бессознательное (физиологически жестко связанные
карета +кентавр +дух = СУЩНОСТЬ ) и вторая инстанция – сознание, интеллект, кучер,
наездник (ЛИЧНОСТЬ). Следует обратить внимание, что автономность СУЩНОСТИ
обусловлена наличием АВТОНОМНОЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ( тело),
чего нет в модели Фрейда.
Психофизиологическая диагностика первой инстанции (СУЩНОСТИ) осуществляется
нами приборным методом, с помощью которого по электропроводности 12 - ти
рефлексотерапевтических меридианов оценивалась активность и синфазность
функциональных систем организма (Табидзе А.А., 2010). Приборная диагностика полных
семей (отец, мать, дети) показывает передачу психофизиологических признаков по
наследству, что свидетельствует в пользу биологического детерминизма.
Психологическая диагностика второй инстанции (ЛИЧНОСТИ) проводилась с помощью
теста Кеттелла (авторская интерпретация). К психологическим деформациям отнесены
4 следующих эмоциональных фактора теста Кеттелла – тревожность, напряжённость,
подозрительность и эмоциональная неустойчивость. При сопоставлении результатов этих
двух методов обнаружена во многих случаях корреляция психофизиологических
дисфункций и психологических негативных качеств (Табидзе А.А., 2015).
Введено новое понятие – степень психо-эмоциональной зрелости.
Мы знаем, что кентавр это человек с телом лошади. В предлагаемой модели СУЩНОСТЬ –
это тоже кентавр, но с телом автомобиля, в салоне которого сидит только хозяин (дух).
Ещё одна новизна модели заключается в том, что на передней панели расположены
предупредительные четыре лампы неисправности автомобиля (факторы Кеттелла) –
напряжённость (двигатель перегрет), тревожность (нет масла), подозрительность (темнота,
электрика не работает), эмоциональная неустойчивость нет тормозов). Тогда модель
принимает более завершенный вид. Если горят (диагностируются) все 4-е красные лампы –
перед нами змоционально- незрелый человек, с дисфункциональной физиологией,
гомеостаз которой направлен только на выживание, на выполнение инстинкта самосохранения.
Например, у женщин негативные психологические качества, в первую очередь -
тревожность, активируют эндокринную систему продуцировать гормон стресса - кортизол,
который подавляет выработку гормонов успешного зачатия (Татарчук Т.Ф., 2013). Здесь
негативные психологические качества свидетельствуют о недостатке психофизиологи-
ческого ресурса. И тогда, как следствие, у неё срабатывает инстинкт самосохранения,
который посредством гормонов стресса блокирует выполнение инстинкта сохранения вида.
В связи с этим становятся понятными выполняемые задачи кентавра и духа в
предлагаемой модели. В СУЩНОСТИ одновременно находятся два бессознательных –
одно (кентавр) действует в интересах инстинкта сохранения индивида, другое (дух, хозяин)
– в интересах сохранения вида.
Так мы выходим на психологически диагностируемое обоснование наличия в психике
человека категорий добра и зла, духовного и эгоцентричного.
Для терапевта, или психотерапевта, такая модель и её диагностический аппарат имеют
практическую значимость в целях оперативной дифференцировки психосоматических,
невротических и психопатических расстройств.
Видео-доклад А.А. Табидзе Сущность и личность в психике человека
можно посмотреть здесь
|