1. ПОЧЕМУ НАШИ АУТОГЕННЫЕ ТРЕНИРОВКИ ПОЛУЧАЮТСЯ С ПЕРВОГО РАЗА?
Аутогенные Тренировки являются одним из самых эффективных методов оздоровления организма и совершенствования личности.
Однако массового распространения они так и не получили. Почему?
Мы провели исследование, которое обнаружило методическую ошибку, тормозящую самостоятельное освоение метода. Дело в том, что со времени возникновения метода АТ (Шульц, 1932г.) по настоящее время во многих методических пособиях, статьях, справочниках, книгах даются длинные тексты аутогенных формул, таких как «Моя правая рука расслабляется …», «Моя левая нога расслабляется …», и т.д. для их предварительного заучивания и затем припоминания, и проговаривания по ходу расслабления.
Однако в этих многочисленных рекомендациях не учитывался тот факт, что процесс припоминания текста, а также мысленного проговаривания формул требует активизации левого полушария. А умственная активизация в силу существующей взаимосвязи «мысль – тело» непроизвольно приводит к мышечной активности. То есть процесс припоминания и проговаривания приводит не к расслаблению, а, наоборот - к мышечному напряжению. В этом и заключается методическая ошибка прежнего метода освоения АТ.
Нельзя водителю рекомендовать одновременно нажимать на тормоз и на газ. Невозможно одному человеку находиться в одно и то же время и в зрительном зале, и на сцене. Много энтузиастов месяцами, годами путём проговаривания данных текстов пытались освоить АТ по этим рекомендациям. И чаще всего у них, как и автора этих строк, возникало чувство недостижения, которое снижало мотивацию к освоению АТ.
Вывод: функции ведущего и тренирующегося всегда должны быть разнесены.
Аутогенные Формулы Всегда Должны Звучать Извне.
В групповом освоении функции ведущего выполняет психолог или психотерапевт, а в самостоятельном – только аудио-тренажёр.
Мы изменили этот метод, в наших АТ нет рекомендаций мысленного припоминания и проговаривания формул. Вы пассивно следите за словами ведущего и концентрируете внимание на соответствующих частях тела. И теперь аутогенное состояние достигается у тренирующегося с первого раза.
2. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН НАВЫК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ?
Для ответа на этот вопрос приведём пример, который видели очень многие.
В финальной игре чемпионата мира по футболу 2006 года между командами Франции и Италии на последних минутах матча защитник Матерацци сказал что-то обидное лучшему футболисту мира, капитану сборной Франции – Зидану.
И вдруг 100-тысячный стадион и многомиллионный мир телезрителей стал свидетелем грубого насилия: в ответ Зидан неожиданно для всех ударом головой свалил Матерацци с ног.
Цена этой мгновенной потери самообладания оказалась очень велика. Зидан был удалён с поля. А команда Франции, будучи явным претендентом на высшую награду, лишившись лучшего бомбардира, была деморализована, проиграла матч по пенальти и лишилась возможности стать чемпионом мира.
Даже знание того, что так поступать недопустимо, осознание огромной ответственности как капитана команды, и что на тебя сейчас смотрит не менее чем полмира, годы футбольных тренировок не смогли стать барьером этой саморазрушительной вспышки гнева и грубого поведения.
Причина одна: отсутствие у футболиста навыка спокойного реагирования в критической ситуации.
И Вы сами, видимо, можете привести примеры потери самообладания из своей жизни или из жизни своих друзей и близких.
Итак, навык спокойного реагирования (или навык внутреннего равновесия) не менее важен для современного человека, чем навык письма и чтения.
Важность и потребность в этом навыке ещё не осознана обществом в полной мере, но сдвиги в этом направлении уже имеются.
Так, при приёме на работу повсеместно проводится психологическое тестирование на качество эмоциональной устойчивости, которое и обеспечивает здоровый микроклимат в коллективе.
На рынке труда потребности в таких стрессоустойчивых личностных качествах сейчас уже сравнялись с профессиональными, а иногда личностные качества ценятся выше профессиональных.
Особенно это касается лиц «коммуникативных» профессий, к которым в первую очередь относятся педагоги и психологи. У них часто не остаётся ни душевных, ни физических сил на своих детей и на свою семью.
3. ЧТО ТАКОЕ НАВЫК?
Навык - это автоматическая, действующая из подсознания, телесно-психическая реакция на внешние раздражители или побуждающие стимулы.
К примеру, Вы не умели плавать, и в процессе тренировок через некоторое время у Вас появляется новый телесный навык автоматического удержания равновесия тела наплаву.
Или вы не умели кататься на велосипеде (теряли равновесие). В процессе тренировок у Вас так же появляется новый телесный навык удержания равновесия тела на велосипеде.
Появилась новая степень свободы.
Аналогично и для психики. Если Вы не умеете удерживать внутреннее равновесие в споре, то начинаете раздражаться, злиться, негодовать, напрягаться, обижаться, переходить на личности и т.д., что вредно отражается и на здоровье и на отношениях.
Знания о вреде той или иной привычки, умные советы, справедливые требования, клятвенные обещания измениться к лучшему, как правило, в момент стресса не срабатывают.
Потому что, в этот момент человек действует неосознанно, как и прежде, так как другого более продуктивного навыка в подсознании просто нет.
В процессе тренировок с помощью аудио-тренажёров через некоторое время у Вас появляется новый психический навык спокойного реагирования в стрессовых ситуациях.
4. НАСКОЛЬКО БЕЗОПАСНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АУДИО-ТРЕНАЖЁРОВ АТ?
Вопросы безопасности в этих Аутогенных Тренировках автоматически снимаются, так как формируемое состояние ясности сознания всегда способно оценивать окружающую ситуацию и позволяет при необходимости, легко самостоятельно выйти из тренировочного режима.
5. КАКОВЫ ПРЕИМУЩЕСТВА АУДИО-ТРЕНАЖЁРА ПЕРЕД ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ ТРЕНИНГАМИ?
1. Для того чтобы новые конструктивные стереотипы реагирования сформировались и прочно закрепились в манере поведения, необходимо выполнение методического требования многократности и систематичности повторений.
Это требование систематичности не всегда возможно для тренинговых групп по материальным и временным затратам, тогда как предлагаемые аудио-тренажёры могут быть использованы в тренинговом процессе в любое время и в любом месте.
2. На рынке психологических услуг в психологических тренингах часто устанавливается эмоциональная зависимость от личности ведущего, что искусственно привязывает тренирующегося к постоянной оплате этих тренингов.
Поэтому именно аудио-тренажёры позволяют независимо от внешних обстоятельств, независимо от ведущего систематически проводить самостоятельную внутреннюю работу над собой.
6. СТРУКТУРА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ №2 "УРАВНОВЕШЕННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ К СТРЕССУ"
а) укороченная 12-минутная Аутогенная Тренировка №1 б) упражнение 1 – осмысление чувства эмоциональной устойчивости, появляющегося в состоянии релаксации; в) упражнение 2 – присвоение нужного психического качества путём перевоплощения в того или иного положительного героя; г) упражнение 3 – мысленное проигрывание нового эмоционального реагирования; д) упражнение «стройное, устойчивое дерево»; е) выход из состояния и активизация.
В этой Аутогенной Тренировке сначала достигается базовое релаксационное состояние, а затем на его фоне мысленно выполняются упражнения спокойного уравновешенного реагирования в стрессовых ситуациях.
Через некоторое количество занятий воображаемое поведение закрепляется в подсознании, и затем начинает автоматически проявляться в реальной жизни.
7. КТО РАЗРАБОТЧИК ЭТИХ АУТОГЕННЫХ ТРЕНИРОВОК?
Разработчиком этих новых Аутогенных Тренировок является коллектив
Всероссийского Центра «ПСИХОПЕДАГОГИКА» (психотерапевтическая педагогика), созданного в 1991 году по приказу – постановлению Госкомитета РФ по народному образованию от 05.03.1991г. №115/10/10307-13/.
Директор Центра – доктор педагогических наук, врач-психотерапевт, профессор Томского педуниверситета
Востриков Андрей Андреевич. Автор педагогической технологии личностного роста.
Стаж работы в данной области более 40 лет.
Заместитель директора - доктор физико-математических наук, профессор Московского педуниверситета
Табидзе Александр Александрович, практикующий психопедагог с 20-летним стажем.
Эти Аутогенные тренировки с 1991 года прошли длительную апробацию.
В 2001 году на их текст получены авторские права.
В 2003 году они были рекомендованы Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ к массовому использованию.
|