Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

*Наши публикации

Психофизиологические и психологические детерминанты личности
как основа национальной безопасности.

© Табидзе А.А.
педагог-психолог, член – корр. РАЕН, профессор,
директор Научного Центра «ПСИХОПЕДАГОГИКА» Минобрнауки РФ,
эксперт международного реестра специалистов по психическому здоровью,
действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
a.a.tabidze@yandex.ru

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» даётся следующее понятие. «Национальная безопасность – это состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз» / 1 /. Если понятие «внешние угрозы» является ясным и очевидным, то понятие «внутренние угрозы» до сих пор находится за пределами серьёзного научного исследования. В настоящей работе в качестве «внутренних угроз» рассматриваются внутренние психологические причины (детерминанты) агрессивности конкретного человека, мотивирующие его на аддиктивное поведение и толкающие в ряды преступных элементов, наркоманов, алкоголиков, рецидивистов, террористов и др. Будет показано, что определённые собственные психологические качества человека на неосознаваемом уровне, а точнее бессознательно, ВЫНУЖДАЮТ его встать на агрессивный путь. Актуальность и постановка подобного исследования психологических причин агрессивности человека чрезвычайно высока.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Почему психологические причины в вопросе безопасности нации мы считаем главными и приоритетными? Потому что агрессивные тенденции ЗАРОЖДАЮТСЯ в умах людей сначала на психологическом уровне, усиливаются и ВЫЗРЕВАЮТ в виде разрушительного представления и планирования в воображении и только затем, через некоторое время эта внутренняя картина переносится и материализуется во внешнем мире. Конечный результат такого воображаемого представления (конструктивного или деструктивного) в социальном плане в значительной степени определяется состоянием психики умов, принимающих ответственные решения. Таким образом, существуют люди, изначально предрасположенные на психологическом уровне к агрессии. Как определить – кто эти люди и какое их количество в социуме – в этом постановка данной задачи.

«Психика человека – главное поле боя XXI века, поэтому основная борьба сегодня и в будущем будет идти не за нефть, газ и лес, а за сердца и умы людей» / 2 /.
Следует сразу подчеркнуть мою позицию, что современная практическая психология, полностью, на мой взгляд, отстранилась от этой борьбы, увлекшись исследованиями психологии личностного или корпоративного материального успеха, в ущерб психологии здоровья, счастья и миролюбия. Поэтому ответственность за беспрецедентный рост агрессии в социуме в большей степени должна быть возложена на психологов, чем на кого-либо другого.

ЭМПИРИЧЕСКАЯ БАЗА

Ректор Института Психоанализа (СПб) проф. Решетников М.М. в своей статье «Феномен агрессивности в психологии, психотерапии и социуме» пишет – «Давно стоило обратиться к изучению этой проблемы как одной из общенаучных» / 3 /. В этой же статье дается подсказка выбору метода исследования -«Чувство страха ( ситуационная и личностная тревожность) предшествует агрессии и провоцирует её». Провоцирующая агрессию тревожность – это негативное эмоциональное качество, степень которой может быть оценена количественно. Золотым стандартом общенаучного исследования является объективная диагностика.

В основу нашей диагностики мы положили более общий подход. Мы считаем, что агрессию провоцирует не только тревожность, но и другие негативные эмоциональные качества – такие как психическое напряжение, подозрительность, эмоциональная неустойчивость, низкий самоконтроль, пессимизм. Поэтому в качестве психологической диагностики, наиболее подходящей для наших целей, был выбран из известных психодиагностических методов тест Кеттелла, обладающий большим числом (16) измеряемых психологических факторов, включая перечисленные. Кроме того, учитывая известное в медицинской практике положение о сопряжении вегетативных дисфункций и эмоциональных состояний / 4 /, одновременно с этим проведены приборные электропунктурные измерения психофизиологической (вегетативной) активности 12 подсистем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, гормональной, мочеполовой, нервной и др.) на предмет корреляции физиологических дисфункций с психологическими деформациями. Проведено более 500 индивидуальных одновременных приборных и тестовых измерений, включая 10 полных семей с детьми.

В качестве наглядного обобщённого примера на рис. представлен результат такого комплексного измерения семьи банковского служащего Евгения К. (54 года), его жены Светланы К. (44 года) и их детей – сына Алексея (23 года) и дочери Маши (14 лет), имена изменены. Слева – приборные (электропунктурные) измерения функциональной активности подсистем организма – психофизиологические детерминанты. Справа - результаты 4-х эмоциональных факторов - психологические детерминанты. Тест Кеттелла дает 4-е группы факторов – интеллектуальную, волевую, коммуникативную и эмоциональную. Психофизиологические дисфункции, как указывалось выше, сопряжены с эмоциональными состояниями /4 /, поэтому они сопоставляются только с эмоциональными факторами, имеющими положительную и отрицательную полярность. Например, фактор С : (эмоциональная неустойчивость –эмоциональная устойчивость), фактор L : (подозрительность – доброжелательность), фактор О : (тревожность – спокойствие), фактор Q4 напряжённость – расслабленность). Негативный знак фактора (от -5 до 0) – красный, позитивный (от 0 до +5) – зелёный. Для отца Евгения все измеряемые тестом Кеттелла эмоциональные факторы оказались позитивными, зелёными.

Общий вес всех этих факторов запишем в виде их суммы, которая может представлять стационарный эмоциональный заряд человека EQ, или, как мы его назвали

СТЕПЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ: EQ = C + L + O +Q4 Формула (1)

Складывая численные значения факторов отца Евгения К. получаем положительное значение степени эмоциональной зрелости EQ = +8. Это свидетельствует, что перед нами эмоционально ЗРЕЛАЯ (спокойная, доброжелательная, эмоционально устойчивая) личность. Приборные измерения у него не обнаруживают психофизиологических дисфункций.

Складывая численные значения факторов его жены Светланы К. получаем отрицательное значение степени эмоциональной зрелости EQ = -13, что свидетельствует, что перед нами эмоционально НЕЗРЕЛАЯ личность. В соответствии с тестом -это тревожная, напряжённая, подозрительная, эмоционально неустойчивая личность. Данные факторы Кеттелла –личностные, а значит устойчивые, стационарные. Они могут восприниматься личностью привычными и не осознаваться, но тем не менее они отражают дискомфортный фон, который присутствует постоянно. Приборные измерения показывают, что у неё обнаруживаются дисфункции сердечно-сосудистой, гормональной и выделительной части пищеварительной систем. Естественно утверждать, что эти психофизиологические дисфункции являются основой психологического дискомфорта. В анамнезе мама страдает болезнями позвоночника, сердечно-сосудистой системы и миомы матки, дискомфортными отношениями в семье.
 
t-1.png

Рисунок

Таким образом, получая в течение 15 минут с помощью теста Кеттелла нашей интерпретации / 5 / психологический портрет человека, можно сразу видеть его предрасположенность к психогенным заболеваниям и к аддиктивному поведению.

На психологический портрет мамы Светланы К. необходимо обратить особое внимание. Именно такой портрет (EQ больше -12) имеют 100% пациентов клиники неврозов / 6 /, и граждане, находящиеся в условиях пенитенциарной системы (в тюрьмах) / 7 /.

Изучая результаты диагностики этой характерной семьи можно сделать два важных вывода:

первый – эмоционально незрелый человек обладает качеством как самоагрессии (самодеструкции) в виде психогенных заболеваний (может быть даже суицида), так и качеством агрессии по отношению к внешнему миру;
эмоционально зрелый человек - неагрессивен,

и второй - дисфункциональные психофизиологические признаки передаются по наследству / 8 /.

Этот вывод наглядно виден при сопоставлении приборной диагностики мамы и дочери, их психофизиологические портреты фактически совпадают. Сыну повезло больше, мама передала ему положительные качества отца. Как следствие этой наследственной передачи – сын Алексей демонстрирует психологические качества эмоционально зрелого человека, дочь Маша – эмоционально незрелой личности.

НЕКОТОРЫЕ ОБОБЩЕНИЯ

Эмоционально незрелая личность содержит психофизиологические дисфункции, которые воспринимаются его психикой в виде психологического дискомфорта. Поскольку причины личного дискомфорта неосознаваемы, то поиск причины, и, следовательно, ответственность за этот дискомфорт переносится во внешний мир, на других, на ближних, на обстоятельства, на виноватого. По Фрейду это - перенос, трансфер. На обыденном языке – это нескрываемая раздражительность, претензия, «наезд», провокация, психологическая агрессия. Негативные психологические деформации также свидетельствуют о низком физиологическом ресурсном состоянии. 

Организм мобилизован только на выполнение инстинкта самосохранения. Специфический гормональный отклик организма на негативное эмоциональное состояние в этом случае блокирует проявление инстинкта сохранения вида. Поэтому такая личность не способна к свободе выбора и, как правило, демонстрирует единственную рефлекторную агрессивную реакцию на агрессивный стимул. «Око за око, зуб за зуб». Война между эмоционально незрелыми личностями НЕИЗБЕЖНА.

Эмоционально незрелые личности поражены социальным болезнью - невозможностью создать крепкую семью. При взаимодействии двух эмоционально незрелых личностей (мужчины и женщины) их общий негативный заряд возрастает, степень дискомфорта увеличивается. Поэтому, им по одиночке лучше, чем вместе, таким образом возникают неосознаваемые отталкивающие центробежные силы / 9 /. По статистике ООН Россия занимает первое место в мире по разводам.
Эмоционально незрелые личности живут интересами сегодняшнего дня, обладают хорошо развитым короткодействующим тактическим мышлением, стратегическое мышление здесь отсутствует.

Эмоционально зрелая личность, как правило контролирует и поддерживает своё позитивное эмоциональное состояние, проявляет доброжелательность и уважение, испытывает внутренний комфорт, соответствующий гормональный отклик организма на этот внутренний комфорт включает механизм инстинкта сохранения вида. Поэтому такая личность способна к свободе выбора – подставить правую щёку, когда ударили по левой, или осознанно продемонстрировать силу. Между эмоционально зрелыми личностями ВОЙНА НЕВОЗМОЖНА. У них нет предрасположенности к психогенным заболеваниям, они обладают дальнодействующим стратегическим мышлением.

Только две эмоционально зрелые личности (мужчина и женщина) способны создать крепкую семью, потому что им вместе комфортнее, чем по одиночке. Совместный эмоциональный положительный заряд выше, чем по отдельности. В этом случае возникают на неосознаваемом уровне сближающие центростремительные силы.

СТАТИСТИКА СОЦИУМА

Из наших психодиагностических исследований больших групп людей вытекают следующие усреднённые результаты. В существующем социуме нас окружает около 30% эмоционально незрелых личностей (EQ меньше -10), 50% промежуточных, неустойчивых (EQ около нуля), которые под действием негативного влияния СМИ и сложных бытовых условий легко переводятся в эмоционально незрелые. Тогда эмоционально зрелых остаётся 10-20%. Их число постепенно уменьшается, цивилизация сворачивается за счёт наблюдаемого неуклонного роста детских и взрослых психогенных заболеваний (самоагрессия) и за счёт локальных войн различных масштабов - на бытовом, конкурентно-предпринимательском, межнациональном, межгосударственном уровне (прямая агрессия).

КРАСНЫЕ (ЧЁРНЫЕ) МЕТКИ

В приключенческой повести Стивенсона «ОСТРОВ СОКРОВИЩ» описывается ритуал, к которому прибегает пиратское сообщество, посылая своему члену – изгою предупреждение в виде чёрной метки. Предупреждение об объявленной ему смертельной угрозе и вынуждающего его искать выход из этой ситуации. Мне представляется, что природа посылает людям подобные предупредительные метки опасности в виде диагностируемых детерминант - психофизиологических дисфункций (красные психофизиологические модули) и психологических деформаций (красные психологические факторы), на которые им следует обратить внимание. Опасность сидит внутри нас. Природа также подсказывает выход из этой опасной ситуации – искать меры, переводящие деструктивные красные метки в конструктивные зелёные.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Первое предложение связано с выработкой у широких масс населения навыка психогигиены с помощью аутотренингов, например, авторских /10 / с целью перевода части этих масс из эмоционально незрелой группы в эмоционально зрелую. В недавнем прошлом считалось, что достижение аутогенного состояния – высоко затратный процесс по времени. С нашими аутогенными тренировками это состояние достигается с первого раза, что открывает путь их использования широкими массами.
Мы считаем, что навык психогигиены – следующий культурный навык человека, после навыка гигиены тела.

Для клиентов Московской службы психологической помощи населению (27 человек) двух месяцев часовых тренировок (два раза в неделю) оказалось достаточным для перехода эмоционально незрелой группы в эмоционально зрелую, где красные метки переместились в зелёную зону / 6 /.

Второе предложение. Исследования полных семей с детьми, как был приведён пример выше, показывают передачу негативных психофизиологических признаков по наследству. У эмоционально незрелых родителей рождаются эмоционально незрелые дети с предрасположенностью к психогенным заболеваниям и аддиктивному (асоциальному) поведению. Поэтому второе предложение связано с созданием института крепкой семьи и позитивного деторождения / 11 /.

МАСШТАБНЫЙ ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В 1983 году премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю взял на себя ответственность и при помощи рекомендаций специалиста мирового уровня, профессора психологии Лондонского университета Айзенка, провёл масштабное психологическое тестирование кандидатов для обновления состава правительства / 12 /. Было установлено, что кандидаты прошедшие этот тест, обладают стратегическим мышлением или как оно ими называлось - «вертолётным видением». На базе профессионального психодиагностического подхода была создана сплочённая правительственная команда, свободная от коррупционных тенденций. Сопоставляя факторы «вертолётного видения» и факторы «эмоциональной зрелости» можно отметить, что эти понятия близки как по смыслу, так и по содержанию, т.к. факторы теста Айзенка входят в состав теста Кеттелла.

Нет никакого сомнения, что использование научных психодиагностических рекомендаций внесли свой вклад в преобразование отсталого Сингапура, лишённого каких-либо собственных ресурсов, включая строительный песок и пресную воду, в одно из процветающих стран мира.

Здесь также следует сказать, что научный психодиагностический подход в этом государстве был использован также в проработке рекомендаций создания психологически устойчивых молодых семей, повышения психического здоровья подрастающего поколения. Этот подход был успешно реализован и продолжает реализоваться и сейчас.

Вполне возможно, что в настоящее время для нашего государства возникают предпосылки к использованию излагаемых здесь психодиагностических представлений в совершенствовании социальных процессов и предпосылки к предложению новой национальной идеи, такой как «РОССИЯ – СТРАНА ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ».

ЛИТЕРАТУРА

1.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента РФ от 01.07.2014 №483 опубл. в «БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ». Сб. материалов научно-практической конференции, Москва, 18 ноября, 2014г. Под общ. ред. проф. Опалева А.В; РАЕН, Академия Ген. Прокуратуры РФ. – М., 2015, - 200 с., стр.161.
2. Анцупов А.Я. и соавт. «ПРОБЛЕМЫ психологического исследования». Указатель 1050 докторских диссертаций 1935 -2007. Под ред. проф. Анцупова А.Я. – М.: Студия «Этика», 2007,-232 с., стр. 57.
3. Решетников М.М., «Феномен агрессивности в психологии, психотерапии и социуме». Журнал « Теория и практика психотерапии», 2015, № 8, стр.17.
4. ВЕГЕТАТИВНЫЕ РАССТРОЙСТВА. Под. ред. Акад. Вейна А.М.: АММ-пресс, 2014, стр.184.
5. Табидзе А.А. Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиций клинической психологии. Журнал "Клиническая психология в России», № 6 (35), 2015.
6. Табидзе А.А. Теория и практика генезиса психогенных заболеваний. Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2014, №11, стр.2-10.
7. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА. Криминолого – психологическое исследование. – М. : Норма: ИНФРА-М,2014, -368 с.
8. Табидзе А.А. О возможностях приборной психодиагностики. Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2010, №4, стр.29-34.
9. Табидзе А.А. Психологическая оценка крепости или неустойчивости брака. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА, (СПб) 2016, 3 октября, Профессиональное интернет – издание.
10. Табидзе А.А., Аутогенные тренировки и музыкотерапевтические программы. //Оздоровительные и диагностические технологии в восстановительной медицине. Многотомный каталог-справочник. /Под ред. член-корр. РАМН Разумова А.Н.- М. : ООО» Альянс - Инвест», 2003, стр.142.
11. Табидзе А.А., Востриков А.А., Коваленко Н.П., Рожнова Т.М. Роль ресурсных состояний родителей для преодоления бесплодия и для зачатия здорового ребёнка. Материалы XXVI Международной конференции «Репродуктивные технологии сегодня и завтра», 7-10 сентября, 2016г., стр.193-194.
12. Ли Куан Ю, «ИЗ ТРЕТЬЕГО МИРА В ПЕРВЫЙ». История Сингапура 1965 -2000.- М. Изд. Манн-Иванов-Фарбер, 2016, -576 с., стр. 547.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
25. 2017 - Табидзе А.А. Психофизиологические и психологические детерминанты личности как основа национальной безопасности