Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

*Наши публикации

Эффективная краткосрочная (1-2 месяца) педагогическая технология
обучения стрессоустойчивости и профилактике психогенных
заболеваний для широких слоев населения


Табидзе А.А.
клинический психолог, доктор физ-мат. наук, член-корреспондент РАЕН,
директор Научного Центра «Психотерапевтическая педагогика» Министерства образования и науки РФ,
профессор, действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги,
Россия, Москва
a.a.tabidze@yandex.ru

Представлена апробированная авторская педагогическая технология формирования стрессоустойчивости
личностных психо-эмоциональных качеств человека. Для доказательности эффективности технологии
используется диагностика исходных (в начале обучения, выбор мишеней психокоррекции) и результирующих
(в конце обучения) психологических качеств, проводимая с помощью теста Кеттелла в авторской
интерпретации. Психокоррекция осуществляется на основе специальных еженедельных занятий
психотерапевтической педагогики и выполнения заданий - ежедневных прослушиваний авторских
35-минутных аудиотренажеров. На основе такого подхода у слушателей в течение 1-2 месяцев
формируется устойчивый навык психогигиены. Представлены примеры эффективности данной технологии,
преподаваемой широким слоям населения на основе проведения в группах и вебинаров в интернете.


НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ.
В основе данной педагогической технологии лежит авторская образная 4-х частная модель психики человека
(рис.1) [1-3].

рис01.png
                                                                                      рис01.png (125.53 КБ) Просмотров: 199

Рис.1. Образная 4-х частная модель психики. 
1часть. Кучер – Сознание, Личность, Интеллект, Когнитивная сфера.
2 часть. Мальчик- кентавр – эмоциональная часть Бессознательного (Сущности),
               представляющая инстинкт самосохранения.
3 часть. Карета – телесная, психофизиологическая часть Бессознательного,
               автономная Вегетативная Нервная Система
4 часть. Дух, Хозяин – эмоциональная часть Бессознательного, представляющая инстинкт сохранения вида

Данная модель является развитием образной модели З. Фрейда, содержащей только 2-е инстанции:
наездник (Сознание) и лошадь (Бессознательное). В нашей модели тоже две автономные и независимые инстанции:
Сознание, когниции (кучер) и Бессознательное, эмоции (мальчик-кентавр + карета + дух).
Соответственно, отсюда вытекает концепция автономности когнитивной и эмоциональной составляющих
психики, где Бессознательное является Базисом, а Сознание – Надстройкой. Когниции - это продукт Сознания,
Эмоции – продукт Бессознательного. Основанием принятия Бессознательного за Базис считается многовековой
возрастной опыт эволюции психики в бессознательном состоянии (около 500 миллионов лет);
тогда как Сознание возникло значительно позже (только около 500 тысяч лет назад).
То есть, время эволюции Сознания в процессе развития психики составляет примерно 0,1% от времени
эволюции Бессознательного [4].

Исходя из этого, принимается в расчёт превалирующее влияние Бессознательного на психику и личность,
чем влияние Сознания. Тогда наш подход - совершенствование психических качеств Базиса (Бессознательного)
будет автоматически приводить к совершенствованию психических качеств Надстройки (Сознания, Личности).

Это главный тезис психотерапевтической педагогики. В этом случае наша технология строится на использовании
двух принципов:

1. Нахождение и установление конкретных эмоциональных мишеней психокоррекции и мишеней совершенствования.
2. Использование эффективных методов психотерапевтической педагогики для экспресс формирования
конструктивных эмоциональных качеств.

ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП достигается авторской методикой психодиагностики (на основании новой интерпретации
теста Кеттелла). Производится психодиагностика ДО обучения – рис.2
(Светлана З., 40 лет, психолог, исходные данные).

Психологический портрет содержит 4 группы: эмоциональная, волевая, коммуникативная и интеллектуальная по 4-е фактора в каждой. Каждый фактор является полярным.
Мишенью психокоррекции выбрана только эмоциональная группа, отражающая преимущественно
свойства Бессознательного.
Это следующие эмоциональные факторы – психическая напряжённость (-Q4), психическая тревожность (-О),
подозрительность (-L) и эмоциональная неустойчивость (-С). С позиции интересов клинической психологии –
это негативные, деструктивные факторы.

Цели обучения – получить в результате обучения следующие 4-е позитивных конструктивных эмоциональных
фактора – расслабленность (+Q4), спокойствие (+О), доброжелательность (+L),
эмоциональная устойчивость (+С) и сформировать навык психогигиены ( аналогичный навыку гигиены тела).
Автором вводится новый критерий психического здоровья - степень эмоциональной зрелости
EQ(Tab)= Q4 + O + L + C    [5].

В случае, если эта сумма оказывается отрицательной или близка к нулю, то перед нами эмоционально незрелый
человек, предрасположенный к психогенным заболеваниям и аддиктивному поведению в социуме.

Этот критерий хорошо подтверждается на практике: 100% пациентов клиники неврозов имеют отрицательные
значения EQ(Tab) [6].

Все эти четыре эмоциональных фактора, как средство обратной связи, выводятся на ИНТЕРФЕЙС (рис.1),
подобно аварийным лампам автомобиля.

ВТОРОЙ ПРИНЦИП достигается специфическим релаксационным состоянием слушателя в процессе обучения,
характеризуемым следующими словами: «Тело спит, а сознание ясное», при котором затормаживаются
процессы непроизвольного когнитивного мышления. Это новое культурное психофизиологическое состояние
формируется авторскими (Востриков А.А., Табидзе А.А.) аудиотренажёрами, так называемым «состоянием трёх
нолей». В структуру этих аудиотренажёров входит релаксация тела (первый ноль), успокоение эмоций (второй
ноль), мысленное безмолвие (третий ноль) и ясное сознание. Эта авторская структурированная психотехника
напоминает управляемую медитацию.

Таким образом, осуществляется снижение влияния когнитивных помех на формирование положительных
эмоциональных качеств. Кроме того, здесь используется мало известное свойство релаксационного состояния –
свойство высокой восприимчивости к информации и результативности обучения в этом состоянии
(экспресс- метод).
Процесс обучения представляет специальные мысленные тренировки (проводимые с помощью аутотренинговых
аудиотренажёров) достижения конструктивных эмоциональных качеств в этом релаксационном состоянии «трёх нолей».
Освоение каждого из 4-х конструктивных факторов обеспечивается набором специально разработанных мысленных
(в воображении) упражнений. При этом в технологии учитывается, что Бессознательное (Сущность) взаимодействует
с внешним миром на языке первой сигнальной системы – ощущения, образы, эмоции; а Сознание (Личность) –
на языке второй сигнальной системы – кодовые знаки и слова, логические схемы и конструкции, понятия, когниции. 

Время звучания аудиотренажёров – 35 мин. каждый, прослушивать их рекомендуется 2 раза в день в течение месяца. 

РЕЗУЛЬТАТЫ
На рис.3 представлен характерный результат на примере слушателя Светланы З. ПОСЛЕ обучения
на вебинаре «Конструктивный эмоциональный интеллект-достижение зрелости или
Стрессоустойчивость «ПОД КЛЮЧ».

Эти данные являются доказательными в плане обоснования эффективности обучения. Из диаграммы видно,
что все эмоциональные факторы через месяц перешли в положительный сектор.

EQ(Tab) было (-1), рис.2, что характеризовало её как эмоционально незрелую личность, а стало (+ 11), рис.3,
что характеризует её сейчас как эмоционально зрелую личность. Качество её жизни совершенно изменилось.
Она пишет: «Ситуации в которых я сильно расстраивалась , переживала, сейчас не вызывают
у меня такой реакции. Это для меня новое состояние, пока непривычное, но замечательное.
Спасибо. Могу с уверенностью рекомендовать эту методику другим людям».

 

рис02.png
                                                рис02.png (121.4 КБ) Просмотров: 199

Рис. 2. Светлана З., психолог, 40 лет,
13.12. 2017, ДО курса, EQ(Tab) = -1.

рис03.png

                                   рис03.png (123.27 КБ) Просмотров: 199

Рис. 3. Светлана З., психолог, 40 лет,
19.01.2018, ПОСЛЕ курса, EQ(Tab) = +11.


Из сравнения этих двух диаграмм (рис.2 и рис.3) можно видеть: совершенствование эмоциональной
сферы автоматически тянет за собой улучшение коммуникативных, волевых и интеллектуальных качеств.
Существенно повысились - самоконтроль (фактор Q3), смелость (фактор Н), общительность (фактор А),
интеллект (фактор В). Поэтому, по нашему мнению, эмоциональные качества человека рекомендуется
считать БАЗОВЫМИ, по сравнению с интеллектуальными, коммуникативными и волевыми.

Массовое применение технологии было также апробировано в Московской Службе Психологической
Помощи Населения ( МСППН). В эксперименте, который длился 40 дней, участвовали 31 пациент.
В итоге для каждого из участников был получен результат близкий к рис.3 [6, 7].
Представленная образная 4-х частная модель психики хорошо согласуется с развиваемой
проф. Макаровым В.В. био-психо-социо-духовной парадигмой в психотерапии [8].

Данная работа является развитием идей проф. Рожнова В.Е. «Эмоционально – стрессовая и «возвышающая»
психотерапия», 1979, 1985 и проф. Вострикова А.А. «Психотерапевтическая педагогика», 1992, 2008
о применении методов психотерапии в педагогике, образовании и психологии. 

ВЫВОДЫ
Существование и появление Духа, Хозяина в виде инстинкта сохранения вида возможно только для
эмоционально зрелой личности с положительными значениями EQ(Tab). Для эмоционально незрелой
личности физиология негативных эмоций выключает инстинкт сохранения вида.
В этом случае авторская модель переходит в модель З. Фрейда с одним инстинктом – инстинктом
самосохранения, являющегося основой эгоцентризма.

Отсюда вытекает прозрачный вывод для целей клинической и социальной психологии: Дух, Духовность –
это аспект эмоционального. И развитие духовных качеств – это достижение эмоциональной зрелости,
которая является основой как телесного здоровья, так и условием гармоничной социальной адаптации.

Для целей бизнеса возникает необходимость ввода понятий КОНСТРУКТИВНОГО эмоционального интеллекта
(приводящего к долгосрочному стратегическому успеху) и ДЕСТРУКТИВНОГО эмоционального интеллекта
(приводящего к быстрому, но неустойчивому, краткосрочному успеху) . 

Необходимо подчеркнуть, что все эти оздоровительные качества формируются в навык без особого
напряжения в результате специального курса психотерапевтической педагогики и самостоятельных занятий
в приятной атмосфере прослушивания под релаксационную музыку 35-минутных аудиотренажёров
(аутотренингов) два раза в день в течении одного месяца.

Слушателям, прошедших курс обучения, выдаётся СЕРТИФИКАТ (на 74 часа) и
АТТЕСТАТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ с указанием достигнутой EQ(Tab) сроком на 6 месяцев. 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Рекомендовано соответствующим организациям и госструктурам обратить внимание на эту простую,
эффективную, научно обоснованную педагогическую технологию с целью способствования её внедрения
и использования для оздоровления широких масс населения. 

Библиографический список

1. Табидзе А.А. Образная четырёхчастная модель психики, содержащая два бессознательных.
Амбулаторная и больничная психотерапевтическая и психологическая помощь сегодня.
Материалы 13-й и 14-й Всероссийской общественной профессиональной медицинской психотерапевтической
конференции. Выпуск 13, Москва, 2016., стр. 178-181.
2. Табидзе А.А. Новая образная четырёхчастная модель психики, содержащая два бессознательных.
Сетевое научно-практическое издание «Антология Российской психотерапии и психологии
«Выпуск 3. (Материалы итогового международного Конгресса 2017, стр. 148 – 154,
http://www.oppl.ru/up/files/vypuski-ant ... 7-vip3.PDF
3. Табидзе А.А. Новая образная четырёхчастная модель психики, содержащая два бессознательных.
Психологическая газета (СПб)., 7 декабря 2017 г. https://psy.su/feed/6500/
4. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. ПРОБЛЕМЫ психологического
исследования. Указатель 1050 докторских диссертаций 1935 – 2007. Студия «Этника», 2007, -232 с., стр. 39.
5. Табидзе А.А. О критерии оценки психического здоровья. Сборник научных статей Конгресса
«Психическое здоровье человека XXI века», Москва, 7-8 октября, 2016, стр. 380 – 382.
6. Табидзе А.А. Теория и практика генезиса психогенных заболеваний. Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2014, №11
(143), стр. 2 – 10. 
7. Успенская С.Ю., Ляшенко Л.А., Табидзе А.А. Об эффективности музыкотерапии и аутотренинга.
Материалы VII Международной научно-практической конференции: «Терапия искусством в художественном
образовании», 26-28 мая 2014 г., Санкт-Петербург. http://www.ampp.ru/files/Tabidze_Ob_eff ... eninga.pdf
8. Макаров В.В. Горизонты психотерапии. Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2011, №10, стр.47-53

Аватара пользователя
Табидзе А.А.
 
 
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
28. Табидзе А.А. Эффективная краткосрочная (1-2 месяца) педагогическая технология обучения стрессоустойчивости и профилактике психогенных заболеваний для широких слоев населения