Педагогическая психотерапия. Авторская концепция
Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России "Психология и современное образование". Направление I, II. Москва, 2008, стр. 41-42.
|
|
Востриков А.А.( Томск) |
Табидзе А.А. (Москва) |
Психологизация образования, начавшаяся в девяностые годы прошлого столетия,
породила ряд новых образовательных направлений. Авторы на протяжении четверти века
в разных аспектах участвовали в разработке теории и технологии одного из таких направлений,
которое представляется как педагогическая психотерапия. За эти годы авторами было
подготовлено ряд монографий и предложено несколько психотехнологий, которые, на наш взгляд, достаточно четко обозначили границы этого направления, его содержание и практику.
Полный обзор этих работ представлен на сайте www.psycho-pedagogica.ru
Педагогическая психотерапия - направление психологической педагогики,
психотехника которой направлена на:
♣ активизацию и развитие резервных возможностей психики на уровне различных способностей и индивидуальных возможностей в разных видах деятельности (педагогика резервных возможностей психики);
♣ формирование и коррекцию деловых, трудовых, нравственных свойств личности (педагогика формирования и коррекции свойств личности);
♣ становление эмоционально-волевой саморегуляции;
♣ преодоление различных психических барьеров деятельности;
♣ коррекцию представлений и суждений о факторах, побуждающих социально или личностно вредное поведение до уровня убеждения и жизненной ценности;
♣ нрмализацию психических реакций, связанных с ситуативной невротизацией;
♣ коррекцию омежличностных взаимоотношений, их гуманизацию (педагогика межличностных отношений);
♣ приобретение опыта нравственных взаимоотношений, культуры воли, культуры чувств, навыков эмоциональной устойчивости и защиты от стресса.
♣ психопрофилактику и коррекцию твредных привычек, таких как абакокурение, ранняя алкоголизация и наркотики.
Теория и технология педагогической психотерапии представлена нами в следующих книгах:
Востриков А.А. Педагогическая психотерапия. Книга 1. Теоретические положения и концепции. Монография. Изд-во «Продуктивная педагогика», Томск 2007. - 260 с.
В монографии представлена авторская концепция, описывающая теоретические механизмы и дидактические аспекты педагогической психотерапии. Дан подробный анализ психотерапевтических побуждения, самопобуждения, саморегуляции как инструментов педагогического воздействия и жизнетворчества в продуктивной педагогике.
Востриков А.А., Табидзе А.А.. Педагогическая психотерапия. Книга 2. Курс психотехники. Учебное пособие, Изд-во «Продуктивная педагогика», Томск 2007. - 260 с. Пособие является практическим продолжением монографии и обозначается как книга 2.
Особое место в авторском варианте педагогической психотерапии заняли курсы практического человекознания, направленные на формирование культуры эмоций, чувств, чувственной выразительности и общения. Они разрабатывались для учащихся всех возрастных групп и для взрослых.
А.А.Востриков, А.А.Табидзе. Эмоциональный интеллект. Культура эмоций. Курс психотехники эмоциональной саморегуляции, самопсихомоделирования и жизненного оптимизма. Учебное пособие . Томск, изд-во «Продуктивная педагогика». 2007. - 228 с.
Занятия по этому предмету способствуют выработке навыков по эмоционально-волевой саморегуляции.
Задачами курса выступают:
♣ развитие способностей к эмоционально- волевой саморегуляции;
♣ формирование опыта осознанного волевого самовоздействия в процессе самосовершенствования (культура воли и жизнетворчества);
♣ становление социально-психологических установок и опыта эмоциональной устойчивости к стрессирующим и фрустрирующим факторам ( культура эмоций);
♣ становление социально-психологических установок и опыта побуждения устойчивого положительного настроения (культура настроения);
♣ становление психологических установок и опыта применения психотехники переживания удовольствия, радости и наслаждения от ряда повседневных обыденных вещей (культура наслаждения).
Книга посвящена технике психической саморегуляции эмоциональной устойчивости и регуляции продуктивного жизненного оптимизма. Особое место в книге отведено психотехнике самопрограммирования необходимых отношений, реагирования и действий, позволяющей снимать имеющиеся внутренние трудности и барьеры деятельности, а также способам формирования внутренних эмоциональных стимулов к активной жизни.
Большую роль в становлении авторского видения предмета «педагогическая психотерапия» занимает раздел, посвященный обучению технике психической саморегуляции начальных стадий ряда психических и функциональных расстройств, которые вполне подаются коррекции методам аутогенной тренировки. Авторами была разработана особая технология аутогенной тренировки, которая основывалась на механизмах вербально-психического и вербально-соматического взаимодействия словесных формул с психическими и соматическими процессами, характерных для различных функциональных состояний.
На основе этих исследований были разработаны обучающие курсы аутогенных тренировок. Хотя аутогенные тренировки и являются одним из самых эффективных методов оздоровления организма и совершенствования личности, но из-за длительности освоения метода (месяцы и годы) - массового освоения и распространения они так и не получили.
В результате авторских разработок модификация аутогенной тренировки осваивается с первого раза и, таким образом, становится доступной для массового применения.
Востриков А.А., Табидзе А.А.. Курс культуры эмоционально-волевой саморегуляции и волевой самозащиты от табакокурения и наркотиков. Учебное пособие для начальной и основной школы. Издание «Продуктивная педагогика». Томск , 2006 г. - 169 с.
Технология курса основана на игровой и рефлексивной психотехнике. В курсе имеется 6 учебных тем:
1. Развиваем зрительные представления.
2. Учимся чувственной выразительности.
3. Учимся защищаться от вредных переживаний и вызывать хорошее настроение.
4. Осознанное жизнетворчество и культура воли.
5.Я учусь волевой самозащите от навязывания мне курения табака.
Учащиеся эйдетически и эмоционально переживают процесс формирования этих последствий, фиксируя стойкую установку как ценностный жизненный ориентир на отказ от увлечения табаком, этой вредной для здоровья привычки. Эта психотехника активно помогает защититься от любых попыток побуждения к курению со стороны, и бросить курить тем, кто уже курит. В игровых ситуациях дети осваивают соответствующую практику.
6. Я учусь волевой самозащите от навязывания мне приёма наркотиков. Для профилактики применения наркотиков детей знакомят с влиянием наркотиков на здоровье, с социальными последствиями наркомании. Дети эйдетически и эмоционально переживают процесс формирования физических и социальных последствий наркомании:
♣ фиксируя стойкую установку как ценностный жизненный ориентир на отказ от знакомства с наркотиком,
♣ воспринимая всех, кто предлагает наркотик как личного врага,
♣ используя усвоенный способ защиты своей жизни и будущего - немедленное сообщение родителям и учителям о каждой попытке побудить их к знакомству с любым наркотиком.
Дефицит положительных переживаний у многих детей связан с неразвитостью чувственной сферы и опыта поиска переживаний удовольствия от повседневных, обыденных ситуаций. Этот дефицит часто является причиной ориентировки на мнимые yдовольствия. Формирование на тренинговых занятиях культуры чувств расширяет у учащихся имеющуюся палитру положительных переживаний и стимулирует у них расширение опыта таких переживаний. Наличие такого опыта сразу же становится психологическим препятствием перед соблазном мнимых удовольствий, поскольку об их вреде дети, как правило, знают.
Применение в этом курсе принципов педагогической психотерапии обеспечивает в структуре эмоциональной жизни ребёнка постепенное вытеснение одних устойчивых эмоционально значимых психофизиологических стереотипов поведения другими. Патологически сложившиеся неосознаваемые регуляторы поведения как функциональная основа любой пагубной привычки, в процессе обучения вытесняются из структуры эмоциональной жизни ребёнка другими, грамотно организованными школьным психологом неосознаваемыми регуляторами поведения, в сочетании с его осознанной волевой саморегуляцией. Только такой комплекс сочетанного воздействия способен скорректировать пагубные привычки и создать устойчивую психологическую защиту от их возвращения или возникновения.
|