Психотерапевтическая педагогика (педагогическая психотерапия)- направление психопедагогики, психотехника которой направлена на:
- активизацию и развитие резервных возможностей психики на уровне различных способностей и индивидуальных возможностей в разных видах деятельности (педагогика резервных возможностей психики);
- становление эмоционально-волевой саморегуляции;
- преодоление и различных психических барьеров деятельности;
- коррекцию представлений и суждений о факторах, побуждающих социально или личностно вредное поведение до уровня убеждения и жизненной ценности;
- нормализацию психических реакций, связанных с ситуативной невротизацией;
- коррекцию межличностных взаимоотношений, их гуманизацию;
- приобретение опыта нравственных взаимоотношений, культуры воли, культуры чувств, навыков эмоциональной устойчивости и защиты от стресса.
- психопрофилактику и коррекцию вредных привычек, таких как табакокурение, ранняя алкоголизация и наркотики.
Психотерапевтическая педагогика проводится школьными психологами на специальных занятиях с помощью различных курсов по школьному предмету «Практическое человекознание», технология которого основана на психопедагогике и психотерапевтической педагогике. Она направлена на формирование осознанного жизнетворчества детей и их личностный рост на уровне культуры воли, эмоций и чувств, нравственных взаимоотношений, психологической защиты от вредных привычек и т.д. Особое место занимает активизация и развитие различных резервов психики и их вовлечение в деятельность учащихся с помощью инструментов педагогики резервных возможностей психики. Эти исследования вошли в программу Госкомобразования СССР с 1991 г. Опираясь на теорию и технологию психотерапевтической педагогики, авторами Центра был разработан курс культуры эмоционально-волевой саморегуляции и волевой самозащиты от табакокурения и наркотиков для 4-6 классов. Выбор данного возрастного отрезка обусловлен тем, что к концу начальной школы дети уже достаточно сформированы для становления навыков рефлексии и получения опыта самосознания и самопознания, но еще сохраняют чувствительность к воспитывающему воздействию со стороны взрослых и только вступают в фазу самоутверждения своей личности. Авторский курс принадлежит к системе курсов по практическому человекознанию. Он выполнен в виде продуктивного учебного пособия, направленного на формирование ряда индивидуальных творческих достижений (ИТД), как компонентов ключевых компетенций. На уроках по этому предмету дети учатся тренировать у себя различные навыки по эмоционально-волевой саморегуляции. Эмоционально-волевая саморегуляция - это способность управлять своими эмоциями, защищаться от плохих переживаний и успокаиваться, если отрицательные переживания все-таки возникли, а также регулировать своё настроение. Задачами курса выступают:
- развитие способностей к эмоционально-волевой саморегуляции;
- формирование опыта осознанного волевого самовоздействия в процессе самосовершенствования (культура воли и жизнетворчества);
- становление социально-психологических установок и опыта эмоциональной устойчивости к стрессирующим и фрустрирующим факторам (культура эмоций);
- становление социально-психологических установок и опыта побуждения устойчивого положительного настроения (культура настроения);
- становление психологических установок и опыта применения психотехники переживания удовольствия, радости и наслаждения от ряда повседневных обыденных вещей (культура наслаждения);
- становление психологических установок и опыта отказа от внутренних и внешних побуждений к знакомству с сигаретами и наркотиками (культура здорового образа жизни).
Эта образовательная технология ориентирована на участие родителей в учебном процессе, поскольку они должны помогать детям проводить дома психотренинги развития, и быть их партнерами и тренерами. Всякий, кто берётся всерьёз за решение проблемы ограждения детей от пагубных привычек и желает убрать такие привычки на начальном уровне их возникновения, должен понимать, что он вторгается в зону бессознательного этого ребёнка, где рассудочные увещевания или силовые побуждения со стороны взрослых во многом бесполезны. Возникающие под влиянием разных эмоциогенных побуждающих причин и стабильно доминирующие в психике ребёнка эмоциональные влечения и формируемое ими поведение трудно подаются коррекции на рассудочном уровне со стороны взрослых, да и самих детей. Примером могут служить попытки взрослых убедить заику говорить правильно, он и сам хочет, но не может. Нужно помнить, что психотерапевтическая педагогика подобных состояний требует применения сложных эмоционально значимых воздействий, в основе которых лежит постепенное вытеснение в структуре эмоциональной жизни ребёнка одних устойчивых эмоционально значимых психофизиологических стереотипов поведения другими. Иными словами, патологически сложившиеся неосознаваемые регуляторы поведения как функциональная основа любой пагубной привычки, должны быть вытеснены из структуры эмоциональной жизни ребёнка другими, грамотно организованными школьным психологом неосознаваемыми регуляторами поведения, в сочетании с его осознанной волевой саморегуляцией. Только такой комплекс сочетанного воздействия на неосознаваемо-осознаваемое ребёнком вредное влечение способен скорректировать пагубную привычку и создать устойчивую психологическую защиту от её возвращения или возникновения. Быстрота и устойчивость возникновения вредных привычек у подростков связана с рядом социально-психологических механизмов, стимулирующих их появление как неосознаваемые реакции защиты и ухода от отрицательных переживаний.
Каковы причины возникновения таких механизмов? Это, прежде всего, переживание этими детьми дефицита положительных эмоций, который побуждает у ребёнка желание уйти от реальности в игру, найти заменитель, получить эрзац-удовольствие. В силу разных причин многим детям не хватает положительных переживаний, которые они желают получать от взрослых и в собственной среде, в межличностном общении. Часто родителям некогда любить своих детей, а в межличностном общении доминирует эгоизм самоутверждения, который стимулирует у детей агрессивность и обрекает их при общении друг с другом на одиночество, которое компенсируется участием в молодежной стае (банде). Эти социально-психологические факторы побуждают детей искать и находить способы, позволяющие снимать этот стресс с помощью мнимых удовольствий. Усиливает эти факторы молодёжная мода, которая в силу возрастных особенностей основывается на запретных плодах, которые, как известно, сладки. Это ранний секс, табакокурение, алкоголь и наркотики. Многим чиновникам от образования, в силу их слабой компетентности в практической социальной психологии и психологии поведения подростков, кажется, что можно оградить старшеклассника от искушений формирования у него вредных привычек с помощью приказов, разъяснений и силового воздействия. К сожалению, это серьёзное заблуждение, которое обрекает большинство образовательных усилий на полную неудачу. Данную проблему может решить только групповая и индивидуальная психотерапевтическая педагогика, которую должны проводить школьные психологи, получившие в качестве инструмента хорошо разработанный психокоррекционный и психопрофилактический курс, а также эффективную подготовку по работе с этим курсом.
Разработанный авторами курс соответствует этим требованиям. Рассмотрим его особенности по представленным выше задачам. Сформировать у детей отрицательное отношение к вредным привычкам не трудно, пробудить у них желание не увлекаться ими или даже избавиться от них многими средствами убеждения тоже возможно. Однако от желания до воплощения его в реальность лежит путь последовательных эмоционально-волевых усилий, который ребёнок может пройти только в одном случае - когда он обладает хорошо развитой волевой саморегуляцией. Фактор воли - важнейший фактор личностного роста. Он связан с группой личностных и когнитивных качеств, а также с наличием развитого опыта осознанного самопобуждения. Практика показывает, что в возрасте 10-12 лет волевым потенциалом, достаточным для формирования психологической защиты от вредных привычек, обладает не более 10-15% детей. Это как раз те дети, которые не подвержены такому влиянию сверстников. Остальные дети по разным причинам обладают слабо выраженным волевым потенциалом и практически не способны осознанно противостоять неосознаваемым влечениям, которые подкрепляются положительными эмоциональными и социальными стимулами со стороны сверстников. Поэтому первым этапом коррекционного курса психотерапевтической педагогики является формирование у детей личностных и когнитивных способностей к эмоционально-волевой саморегуляции. (педагогика резервных волзможностей) Это достаточно сложная задача, поскольку во многих случаях приходится создавать с нуля:
- палитру положительных переживаний, поскольку у многих детей она очень бедна;
- опыт рефлексии этих чувств;
- опыт подавления отрицательных переживаний и замещения их положительными;
- опыт формирования устойчивого положительного настроения;
- опыт самопознания (самонаблюдение, самоанализ, самооценка);
- опыт самопобуждения (самоубеждение, самоприказ, самовнушение).
Практика показывает, что для формирования перечисленного опыта в виде индивидуальных творческих достижений (ИТД) уходит не менее 70-90 учебных часов постоянных тренировок на занятиях практического человекознания. Сформировав у детей культуру эмоций и чувств и культуру волевой саморегуляции, школьный психолог создаёт личностный и когнитивный инструмент, который поможет поставить у детей барьер для возникновения вредный привычек. Однако дальнейшие его действия также далеко не просты. Они направлены на значительное уменьшение дефицита положительных эмоций, который испытывает большинство детей. Решается эта проблема двумя путями:
- активная работа с родителями, которые доступны такому влиянию. Совместные тренинги сенситивности родителей и детей позволяют обоим научиться активно выражать друг другу взаимную любовь и поддержку;
- преодоление животной инфантильности бытового примитивизма и формирование представлений о культуре наслаждения и опыта переживания наслаждения в процессе потребления обычных вещей (пища, одежда, произведения искусства, природа, животные, беседа с друзьями и т.д.) Эта культура повседневной нерелигиозной духовности имеет тысячелетнюю историю в Японии, Китае, Индии и в других древних странах Востока, и сравнительно легко осваивается нашими подростками до уровня реального повседневного употребления, посколку они постоянно испытывают дефицит положительных переживаний.
Сформировав на занятиях практического человекознания культуру наслаждения, школьный психолог получает механизм формирования у детей устойчивой защиты от вредных привычек, поскольку психологически формируемые переживания радости и удовольствия от обыденных вещей как особые функциональные состояния эффективно заменяют мнимые радости от вредных привычек. Основные компоненты психотехники эмоционально-волевой саморегуляции и культуры наслаждения были представлены, начиная с 1989 г., в таких курсах практического человекознания, как «Культура эмоций и чувств», «Культура нравственной активизации и воли», «Культура мышления» и др. для школ и ПТУ. К этим учебным пособиям разрабатывались книги для учителя. Эти курсы внедрялись в десятках школ 6 республик СССР, по материалам внедрения было проведено 3 республиканских и две всесоюзных конференции.
На основе полученного авторами опыта применения за эти годы психотерапевтической педагогики на практике, в 2004 году был разработан описываемый в статье авторский курс культуры эмоционально-волевой саморегуляции и волевой самозащиты от табакокурения и наркотиков, который был апробирован в двух школах г. Томска, гимназии № 1, и МОУ СШ № 47. Материалы апробации показали, что учащиеся 5-х классов сравнительно легко осваивают знания и опыт эмоционально-волевой саморегуляции и культуры наслаждения, которые позволили:
- сформировать у детей устойчивые жизненные позиции, отражающие непринятие ведущих в подростковой среде вредных привычек. Дети охотно и достаточно грамотно рассуждают на эти темы и умеют проводить беседы со сверстниками;
- сформировать у детей устойчивое тяготение к различным проявлениям здорового образа жизни. Дети проявляют интерес к здоровому питанию, физической культуре и спорту, активно рассуждают на эту тему;
- сформировать культуру эмоций, чувств, эмоционально-волевой саморегуляции, а также культуру наслаждения, которые слали проявляться как опыт психологической защиты от всех случаев стрессирования и фрустрирования в повседневной жизни, как практика регуляции оптимизма и достижения удовольствия от разных естественных источников. Общение с детьми показывает, что эти восточные психотехники у 50-70% детей легко вошли в обычную деятельность, постоянно используются и стали нормой поведения;
- сформировать у детей опыт преодоления зачатков привычки к табакокурению. Практически все дети, которые тайно покуривали, эту деятельность прекратили;
- ослабить интерес и сформировать безразличие и чувство опасности по отношению к пиву и другим слабым алкогольным напиткам;
- сформировать чувство опасности ко всем ситуациям, когда предлагается знакомство с наркотиками, потребность и опыт оповещения взрослых о каждом таком случае с конкретным указанием на авторов ситуации. За период апробации у авторов было 8 случаев, когда учащиеся поднимали тревогу и указывали на конкретных лиц, предлагающих познакомиться с наркотиками. Это социально-психологическое достижение курса было сформировано школьными психологами таким образом, что дети рассматривали эти случаи, как прямую опасность для их жизни, а людей (сверстников или взрослых), которые создавали такую ситуацию, как личных врагов, которых необходимо уничтожить (комплекс агрессивной самозащиты).
Разработанный авторами курс "Самозащита от табакокурения и наркотиков" был издан в 2009г. на средства государственной поддержки, выделенной в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 14.04.2008г. № 192-рп.
Одновременно на основе раздела сайта "Дистанционное обучение" готовится технология дистанционного обучения школьных психологов, желающих работать по этим учебникам у себя в школе.
|