Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

Состояние трёх нулей

Табидзе А.А.«Учительская газета» , № 46 , 13 ноября 2007г., стр.27

   Хорошо известно, что педагогика  требует от человека особой душевной устойчивости и умения сбрасывать нервное напряжение. Проблема методической помощи  учителям назревала давно, и  коллектив ученых Всероссийского Центра «ПСИХОПЕДАГОГИКА» много лет работал над новыми АУТОГЕННЫМИ ТРЕНИРОВКАМИ, пытаясь найти путь преодоления синдрома эмоционального выгорания.
    Наш собеседник - один из творцов нового метода, сотрудник центра,

профессор Московского  педагогического университета  Александр Табидзе

- Александр Александрович, известно,  что школьные педагоги испытывают большие перегрузки в своей работе.  Насколько серьёзна эта проблема?

- Вопрос стоит достаточно остро.   Перегрузки современных школьных педагогов  таковы, что у медиков и психологов, которые занимаются  их здоровьем, появился даже новый термин - "синдром эмоционального выгорания". На двух последних конфе­ренциях по психологии образования почти каждая научная секция  уделяла внимание этой  актуальной теме. Оказалось, что среди работников «коммуникативных» профессий, подверженных этому синдрому, школьные педагоги составляют самый высокий процент - 40-60%.

- А в чём, все-таки,  главные причины такого состояния педагогов?

-  Имеются две основные причины. Первая, внешняя, очень заметная  причина - соци­альная неустроенность педагогов (низкие заработные платы, бытовые проблемы, острый квартирный вопрос), а также перегрузки  во время  уроков и общения с детьми.  Вторая, внутренняя, менее заметная, но очень важная причина,  это - невладение педагогами современными методами быстрого восстановления своих психических сил и  наличие у них, в явной или неявной форме, вредных эмоциональных навыков, таких как обидчивость, раздражительность,  гнев и др. В нашей беседе мы касаемся второй причины.

- Каково  проявление этого тревожного синдрома?

- "Состояние эмоционального выгорания" выражается, если пользоваться строгой научной терминологией  эмоциональной лабильностью, психической неустойчивостью и деперсонализацией. А, проще говоря, перегруженные работой и недовольные своим социальным положением педагоги не всегда владеют своими эмоциями  и зачастую "срываются", травмируя психически себя и своих учеников. Внешне этот неприятный синдром проявляется в виде высокой раздражительности педагогов и  потерей ими интереса к работе. Кроме того,  это состояние, как правило,  приводит к появлению у педагогов  целого ряда заболеваний, которые называются психосоматическими. 

-  Как решается сейчас эта проблема?

- Во-первых, сами педагоги и пытающиеся им помочь врачи стараются решать проблему, применяя  те или иные лекарственные препараты, успокоительные средства. Во-вторых, педагоги посещают психологические тренинги,  пытаясь вырабатывать у себя навыки устойчивого отношения к перегрузкам и стрессовым ситуациям. И, в-третьих,   существует психологическое консультирование,  и педагоги могут получать у психологов советы, как вести себя в той или иной, ситуации.

-  Очевидно, только этих методов недостаточно для решения проблемы "синдрома эмоционального выгорания" педагогов? Почему так получается?

- Дело в том,  что  с помощью медикаментозных средств утомленный педагог хоть и становится более сдержанным, но  не меняет характер  своего реагирования  к тем,  кого он обучает. Он внутренне остается напряженным,  а потерю энергии компенсирует медикаментами, напрасно рассчитывая, что это ему поможет стать спокойным и доброжелательным.  Недостаток психофизических и психологических тренингов заключается в том, что они хоть и дают поначалу хороший результат, но  уже через два-три месяца (или несколько более) эти навыки угасают. Не всегда есть возможность снова посещать эти тренинги, чтобы систематически поддерживать эти навыки. А психологическое консультирование помо­гает обычно в конкретных случаях, но человек, как бы его ни вооружали советами,  не меняется от этого внутренне.  Во всех этих случаях старые навыки через некоторое время берут верх, потому что новые - конструктивные навыки пока отсутствуют.

- Что предлагаете Вы?

- Мы предлагаем вернуться к "хорошо забытому старому" - к ауто­генным тренировкам, но уже на новом уровне.

- Что такое - "аутогенная тренировка"?

- Наше определение  данного метода звучит так: аутогенная тренировка  - это тренировка состояния внутреннего спокойствия, внутреннего душевного равновесия.

 Аутогенные тренировки известны давно. Этот термин в начале прошлого века, в 1932 году, ввёл доктор Шульц. Они широко  распространялись в своё время, но массового освоения так и не смогли получить.  Много замечательных книг Владимира Леви посвящены этому вопросу. И много энтузиастов пытались освоить аутогенную тренировку по этим книгам.

Вот  хороший пример использования аутогенной тренировки: Штирлиц, в фильме «Семнадцать мгновений весны», сидя в автомобиле, закрывает глаза, самостоятельно погружается в аутогенное состояние, и за 30 минут полностью восстанавливает свои силы.

Но, недостаток прежнего метода заключался в том, что обучение аутогенной тренировке, в том виде, как её демонстрировал Штирлиц, требовало очень длительных усилий: месяцами, годами  люди тренирова­лись и не могли убедиться, получается у них это или нет. В методике по Шульцу считалось, что долговременное мысленное повторение формул расслабления  должно, в конце концов,  привести к расслаблению.

Со времён Шульца и до наших дней в многочисленных статьях, книгах, энциклопедиях печатаются тексты аутогенных тренировок для их запоминания и проговаривания.

Для нас это была научная задача - найти причины, почему такой хороший метод самооздоровления и самосовершенствования не получил массового освоения.

- И каковы Ваши результаты? 

 - Главная трудность, и её мы назвали большой методической ошибкой, заключалась в том, что раньше, по Шульцу, тренирующимся давались рекомендации запоминать наизусть и проговаривать длинные аутогенные тексты, такие как: «Моя левая нога расслабляется...», «Моя правая рука расслабляется...» и т.д. И затем рекомендовалось наблюдать за результатом расслабления.

Такое переключение внимания со слов на результат наблюдения происходило в течение не менее получаса десятки раз.

Действительная цель аутогенной тренировки - затормозить деятельность левого полушария -  хранилища слов, текстов, формул, стереотипов.

Но по этой методике мысленное припоминание и проговаривание текста приводит, наоборот,  к активизации левого полушария.

Нельзя рекомендовать водителю одновременно нажимать на тормоз и на газ. Невозможно одному человеку находиться и в  зале и на сцене. Выполняя  так аутогенную тренировку,  человек посто­янно "выскакивает" из спокойного состояния, переходит снова в напряжённое, активное состояние ума и по­том опять впадает в расслабленное состояние.  И эффективность  расслабления при такой тренировке будет заведомо очень мала. Это - крупная методическая ошибка, которая  и привела к  фактическому забвению метода "аутогенной тренировки" по Шульцу.

Мы изменили этот метод. В нашей новой аутогенной тренировке нет рекомендаций мысленного  проговаривания аутогенных формул. Роль ведущего  берет на себя магнитная запись вашего  голоса или профессиональная запись. И теперь человек, который занимается по нашей методике,  не повторяет  вслух или мысленно слова, а просто слышит эти команды и автоматически следует за ними. Функции ведущего и ведомого должны быть всегда разнесены и это устранило основную ошибку метода и несравненно повысило эффективность нашей аутогенной тренировки, относительно первоначального метода по Шульцу.

И теперь аутогенная тренировка стала получаться с первого раза.

- Кроме преодоления основной методической ошибки, в чём еще выражается новизна Вашей аутогенной тренировки?

- Дело в том,   что мы  старую, давно известную  аутогенную тренировку не просто улучшили, но и существенно дополнили по содержанию. Аутогенная  тренировка, которая бы­ла разработана Шульцем и его последователями, обращена  преимущественно к телесной сфере  человека, к расслаблению тела.  Однако наша новая аутогенная тренировка обеспечивает не только расслабление тела, но еще и  успокоение эмоций, а также снижение активности умственной деятельности.  Мы назвали это состояние - состоянием трёх нулей - телесного, эмоционального и умственного нуля. Кроме того, следуя тексту нашей аутогенной тренировки, человек обычно не засыпает, а находится в устойчивом «просоночном» состоянии. Так вот, именно это новое, специально вырабатываемое  устойчивое релаксационное состояние - «тело спит, а сознание бодрствует», является  оздоровительным и восстанавливающим силы.

- Как  можно познакомиться с текстом Вашей новой аутогенной тренировки?

Текст её опубликован здесь . Любой желающий может надиктовать его на свой магнитофон и использовать для тренировок. Там же представлена наша запись. Время её звучания 37 минут и её действие равносильно 3-4 часам полноценного сна. На её текст в 2001 году мы получили авторские права в Российском Авторском Обществе.

- На Вашей аудиозаписи текст читает хороший актёр?

- Текст  нашей аутогенной тренировки читает профессионал. Тут главное - не голос, а внутренняя суть,  потому что человек,  который читает аутогенные формулы,  сам должен испытывать в этот момент аутогенные состояния, выдерживать соответствующие паузы и интонации. Вот в чём хитр­ость. Поэтому, если нужна высокая эффективность и хорошие результаты, то  желательно пользоваться  профессиональными аудиозаписями.

- Кем разработан этот метод?

- Разработчиком  этого нового метода аутогенной тренировки является коллектив нашего Центра "Психопедагогика" (психотерапевтическая педагогика).  Директор этого коллектива -  Андрей Андреевич Востриков, доктор пе­дагогических наук,  профессор Института теории образования Томского педуниверситета, врач-психотерапевт, автор технологии формирующего личность обучения.

 Я приступил к участию в разработке этой аутогенной тренировки ещё в 1991 году.  С тех пор ее прошли и применили в своей работе тысячи слушателей, и  она, в результате всех этих апробаций и проверок в 2003 году,  получила рекомендацию Министерства Здравоохранения РФ для массового распространения среди населения.

- Когда и как часто нужно делать аутогенную тренировку?

- Этот вопрос я считаю очень важным и хочу остановиться на нём подробнее.

У современного культурного человека ещё с детства выработан навык гигиены тела - ежедневной чистки зубов, систематический душ, мытьё рук перед едой, чистая, опрятная одежда.

Культурный человек не мирится с грязью тела и при первой же возможности принимает меры. То есть, навык гигиены тела действует у него автоматически.

И в нашем случае полная аналогия. В течение дня накапливается психическое напряжение («психическая грязь») и «её» систематически надо «смывать». Переходя на бытовой язык - «душу надо чистить». Сна недостаточно. Требуется навык гигиены душевного состояния, и его необходимо вырабатывать как обязательный элемент современной культуры.

По моему мнению, он не менее важен, чем навык письма и чтения.

Итак, все объективные трудности по освоению АТ в нашем случае преодолены. Остались только субъективные, то есть - это выработка Вами у себя навыка систематического использования аудио-тренажёра не реже 2-3 раз в неделю. А в дальнейшем уже само чувство усталости или раздражения (аналогично чувству голода) становится сигналом для прослушивания АТ.

Через 2-3 месяца Вы обнаружите, что меньше стали реагировать на конфликты, меньше болеть и уставать, лучше учиться, больше успевать.

 Фактически процесс обучения у нас просто отпал. Появился инструмент, дополнительный безопасный источник подзарядки, как новая батарейка «Энерджайзер».

- Как выполняются условия по безопасности использования новой аутогенной тренировки?

- Вопрос закономерен, поскольку люди опасаются того, чего они не зна­ют или не могут контролировать. Но у нас этот вопрос снимается ав­томатически, потому что человек при нашем тренинге находится в ясном сознании,  все контролирует сам и в любой момент может выйти из тренировочного режима.

- Какие могут быть противопоказания?

- Противопоказание, как правило, одно: возникающее чувство бесполезной потери времени, дискомфорт во время прослушивания. Это свидетельствует о том, что Вы больше настроены на восприятие внешнего мира и пока не готовы всерьёз заняться собой. В этом случае для прослушивания Вам больше подойдут музыкотерапевтические программы, о которых я говорил в «Учительской газете»,  №1, 2006г.

- Как делается аутогенная тренировка?

- Для этого необходимо найти место,  где Вас никто бы не беспокоил  в течение 30 - 40 минут.  Лучше всего, если  у вас имеется  закрытая комната. Надо отключить телефон, сесть в кресло с высоким подголовником  или на стул, а голову прислонить к стене,  чтобы она не западала вперёд, но и не могла запрокидываться назад.  Затем надо  взять плеер, надеть наушники и включить аудиозапись  аутогенной тренировки.

Можно прилечь. Но если Вы ляжете, то, скорее всего, Вы заснёте, и поэтому желательно,  чтобы были какие-то трудности, которые не позволили  бы Вам заснуть. И если даже Вы заснёте, то хорошо отдохнёте за 37 минут, как за 3-4 часа полноценного сна.

Мне могут сказать: « Где же на работе найти тихое место, где взять эти полчаса?». Ответ такой: «Кто хочет быть здоровым и успешным - ищет средства. Кто не хочет - ищет причины».

- Что Вы имели в виду, когда  говорили о психосоматических заболеваниях, к которым приводит «синдром эмоционального выгорания»?

- Как я говорил ранее, «синдром эмоционального выгорания» является следствием внутреннего напряжения психики. Это напряжение приводит рефлекторно к мышечным спазмам сосудов. У каждого человека телесная область этих спазмов сугубо индивидуальна.

Например, спазмы сердечно-сосудистой системы приводят к гипертонической болезни, стенокардии, вегетососудистой дистонии, ишемической болезни сердца - самым распространённым  заболеваниям  в России.

Спазмы сосудов пищеварительного тракта приводят к гастриту, язвенным болезням желудка, 12-перстной кишки и толстой кишки.

Психогенную природу часто имеет головная боль, мигрень, бронхиальная астма, нейродермиты, эндокринные заболевания - диабет, гипертиреоз, миома и др.

- Какие у Вас планы дальнейшей работы в связи с этим на­правлением?

- Нами создана и 2-я аутогенная тренировка, которая называется  «Уравновешенность и устойчивость к стрессу". Она  вырабатывает  у занимающегося  навык спокойного реагирова­ния в тех стрессовых ситуациях, в  которых он чувствовал себя неуверенно или терял самообладание.

 Если 1-я аутогенная тренировка посвящена быстрому отдыху,  то 2-я направлена на выработку новых продуктивных психических навыков. И еще, мы с Андреем Андреевичем Востриковым подготовили книгу, которая в этом году выходит в издательстве учебно-методической литературы "Владос". Она называется "Культура эмо­ций и самозащита от табакокурения и наркотиков". Эта книга для роди­телей, педагогов и учащихся, для детей 4-х - 6-х классов. А, вообще-то, она будет интересна всем.  Все эти работы могут быть темой следующих бесед.

- Насколько Ваши идеи известны научной общественности?

- Мы часто выступаем на различных научных конференциях и форумах. Наши материалы докладывались, например,  на конференциях "Психология образования" в 2005 и 2006 г.г., на Всероссийском Форуме «Здоровье нации - основа процветания России» (2006г.)

- А сами Вы  часто делаете аутогенную тренировку?

- Конечно! Я вообще  ввёл её в свой постоянный образ жизни,  и она мне очень помогает и  на работе, и дома. 

Например, если я долгое время нахожусь за рулём, то при первых признаках сонливости, съезжаю, как Штирлиц, на обочину, откидываюсь в кресле, включаю АТ и через 12 минут (по укороченной программе) могу опять быть внимательным и собранным на дороге.

Или, часто перед возвращением домой в своём кабинете я сажусь на стул, прислоняюсь затылком к стене, надеваю наушники и включаю АТ. Очень важно приходить домой после работы свежим и энергичным.

Если у меня  важная встреча, то перед выходом я обязательно прослушиваю АТ, чтобы отвлечься от забот дня и хорошо настроиться на предмет разговора.

И таких примеров применения АТ можно привести множество.

- Насколько, по вашему мнению,  современный педагог должен овладеть тем, что вашему коллективу удалось для него разработать?

 - Я считаю, что  умение быстрого восстановления своей психики и своих сил - это  обязательная часть профессиональных качеств современного педагога. Ведь раздражительное поведение педагога пере­даётся ученикам, школьникам, и они в даль­нейшей своей жизни могут по механизму подражания проявлять такие же качества  раздражительности и  неустойчивого поведения.

- Какое определение Вы можете дать своей деятельности в целом?

- Деятельность нашего коллектива - это не столько ликвидация психологической неграмотности педагогов, сколько компенсация их психологической незрелости.  Знания, в том числе и психологические,  да­ются у нас в институтах в достаточной мере и педагоги их имеют.  Однако человек может обладать психологическими знаниями, но  быть при этом, все-таки, незре­лым в плане эмоциональной культуры.

- Значит ли это, что ваша  новая аутогенная тренировка призвана исправлять этот недостаток?

- Да, это так! Все дело в том, что да­же хорошо воспитанный человек, если он устал и "выжат как лимон", то он уже не имеет сил, чтобы проявлять свою воспитанность и сдержанность в стрессовых ситуациях. Он может  легко сорваться, вспылить. Потом  будет со­жалеть об этом, а на самом деле,  ему просто не хватило психической энергии. Поэтому  он должен следить за этой энергией, за её уровнем и вовремя принимать соответствующие меры. После вечерней аутогенной трениров­ки я, например,  всегда бодр и работоспособен. Я могу ещё заниматься научной работой в течение  4-х часов.  И после этого мне вполне хватает 5-часового сна. 

Лев Сафонкин, Александр Зинковский.

*назад к списку публикаций 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Состояние трёх нулей