«Учительская газета» , № 46 , 13 ноября 2007г., стр.27
Хорошо известно, что педагогика требует от человека особой душевной устойчивости и умения сбрасывать нервное напряжение. Проблема методической помощи учителям назревала давно, и коллектив ученых Всероссийского Центра «ПСИХОПЕДАГОГИКА» много лет работал над новыми АУТОГЕННЫМИ ТРЕНИРОВКАМИ, пытаясь найти путь преодоления синдрома эмоционального выгорания.
Наш собеседник - один из творцов нового метода, сотрудник центра,
профессор Московского педагогического университета Александр Табидзе.
- Александр Александрович, известно, что школьные педагоги испытывают большие перегрузки в своей работе. Насколько серьёзна эта проблема?
- Вопрос стоит достаточно остро. Перегрузки современных школьных педагогов таковы, что у медиков и психологов, которые занимаются их здоровьем, появился даже новый термин - "синдром эмоционального выгорания". На двух последних конференциях по психологии образования почти каждая научная секция уделяла внимание этой актуальной теме. Оказалось, что среди работников «коммуникативных» профессий, подверженных этому синдрому, школьные педагоги составляют самый высокий процент - 40-60%.
- А в чём, все-таки, главные причины такого состояния педагогов?
- Имеются две основные причины. Первая, внешняя, очень заметная причина - социальная неустроенность педагогов (низкие заработные платы, бытовые проблемы, острый квартирный вопрос), а также перегрузки во время уроков и общения с детьми. Вторая, внутренняя, менее заметная, но очень важная причина, это - невладение педагогами современными методами быстрого восстановления своих психических сил и наличие у них, в явной или неявной форме, вредных эмоциональных навыков, таких как обидчивость, раздражительность, гнев и др. В нашей беседе мы касаемся второй причины.
- Каково проявление этого тревожного синдрома?
- "Состояние эмоционального выгорания" выражается, если пользоваться строгой научной терминологией эмоциональной лабильностью, психической неустойчивостью и деперсонализацией. А, проще говоря, перегруженные работой и недовольные своим социальным положением педагоги не всегда владеют своими эмоциями и зачастую "срываются", травмируя психически себя и своих учеников. Внешне этот неприятный синдром проявляется в виде высокой раздражительности педагогов и потерей ими интереса к работе. Кроме того, это состояние, как правило, приводит к появлению у педагогов целого ряда заболеваний, которые называются психосоматическими.
- Как решается сейчас эта проблема?
- Во-первых, сами педагоги и пытающиеся им помочь врачи стараются решать проблему, применяя те или иные лекарственные препараты, успокоительные средства. Во-вторых, педагоги посещают психологические тренинги, пытаясь вырабатывать у себя навыки устойчивого отношения к перегрузкам и стрессовым ситуациям. И, в-третьих, существует психологическое консультирование, и педагоги могут получать у психологов советы, как вести себя в той или иной, ситуации.
- Очевидно, только этих методов недостаточно для решения проблемы "синдрома эмоционального выгорания" педагогов? Почему так получается?
- Дело в том, что с помощью медикаментозных средств утомленный педагог хоть и становится более сдержанным, но не меняет характер своего реагирования к тем, кого он обучает. Он внутренне остается напряженным, а потерю энергии компенсирует медикаментами, напрасно рассчитывая, что это ему поможет стать спокойным и доброжелательным. Недостаток психофизических и психологических тренингов заключается в том, что они хоть и дают поначалу хороший результат, но уже через два-три месяца (или несколько более) эти навыки угасают. Не всегда есть возможность снова посещать эти тренинги, чтобы систематически поддерживать эти навыки. А психологическое консультирование помогает обычно в конкретных случаях, но человек, как бы его ни вооружали советами, не меняется от этого внутренне. Во всех этих случаях старые навыки через некоторое время берут верх, потому что новые - конструктивные навыки пока отсутствуют.
- Что предлагаете Вы?
- Мы предлагаем вернуться к "хорошо забытому старому" - к аутогенным тренировкам, но уже на новом уровне.
- Что такое - "аутогенная тренировка"?
- Наше определение данного метода звучит так: аутогенная тренировка - это тренировка состояния внутреннего спокойствия, внутреннего душевного равновесия.
Аутогенные тренировки известны давно. Этот термин в начале прошлого века, в 1932 году, ввёл доктор Шульц. Они широко распространялись в своё время, но массового освоения так и не смогли получить. Много замечательных книг Владимира Леви посвящены этому вопросу. И много энтузиастов пытались освоить аутогенную тренировку по этим книгам.
Вот хороший пример использования аутогенной тренировки: Штирлиц, в фильме «Семнадцать мгновений весны», сидя в автомобиле, закрывает глаза, самостоятельно погружается в аутогенное состояние, и за 30 минут полностью восстанавливает свои силы.
Но, недостаток прежнего метода заключался в том, что обучение аутогенной тренировке, в том виде, как её демонстрировал Штирлиц, требовало очень длительных усилий: месяцами, годами люди тренировались и не могли убедиться, получается у них это или нет. В методике по Шульцу считалось, что долговременное мысленное повторение формул расслабления должно, в конце концов, привести к расслаблению.
Со времён Шульца и до наших дней в многочисленных статьях, книгах, энциклопедиях печатаются тексты аутогенных тренировок для их запоминания и проговаривания.
Для нас это была научная задача - найти причины, почему такой хороший метод самооздоровления и самосовершенствования не получил массового освоения.
- И каковы Ваши результаты?
- Главная трудность, и её мы назвали большой методической ошибкой, заключалась в том, что раньше, по Шульцу, тренирующимся давались рекомендации запоминать наизусть и проговаривать длинные аутогенные тексты, такие как: «Моя левая нога расслабляется...», «Моя правая рука расслабляется...» и т.д. И затем рекомендовалось наблюдать за результатом расслабления.
Такое переключение внимания со слов на результат наблюдения происходило в течение не менее получаса десятки раз.
Действительная цель аутогенной тренировки - затормозить деятельность левого полушария - хранилища слов, текстов, формул, стереотипов.
Но по этой методике мысленное припоминание и проговаривание текста приводит, наоборот, к активизации левого полушария.
Нельзя рекомендовать водителю одновременно нажимать на тормоз и на газ. Невозможно одному человеку находиться и в зале и на сцене. Выполняя так аутогенную тренировку, человек постоянно "выскакивает" из спокойного состояния, переходит снова в напряжённое, активное состояние ума и потом опять впадает в расслабленное состояние. И эффективность расслабления при такой тренировке будет заведомо очень мала. Это - крупная методическая ошибка, которая и привела к фактическому забвению метода "аутогенной тренировки" по Шульцу.
Мы изменили этот метод. В нашей новой аутогенной тренировке нет рекомендаций мысленного проговаривания аутогенных формул. Роль ведущего берет на себя магнитная запись вашего голоса или профессиональная запись. И теперь человек, который занимается по нашей методике, не повторяет вслух или мысленно слова, а просто слышит эти команды и автоматически следует за ними. Функции ведущего и ведомого должны быть всегда разнесены и это устранило основную ошибку метода и несравненно повысило эффективность нашей аутогенной тренировки, относительно первоначального метода по Шульцу.
И теперь аутогенная тренировка стала получаться с первого раза.
- Кроме преодоления основной методической ошибки, в чём еще выражается новизна Вашей аутогенной тренировки?
- Дело в том, что мы старую, давно известную аутогенную тренировку не просто улучшили, но и существенно дополнили по содержанию. Аутогенная тренировка, которая была разработана Шульцем и его последователями, обращена преимущественно к телесной сфере человека, к расслаблению тела. Однако наша новая аутогенная тренировка обеспечивает не только расслабление тела, но еще и успокоение эмоций, а также снижение активности умственной деятельности. Мы назвали это состояние - состоянием трёх нулей - телесного, эмоционального и умственного нуля. Кроме того, следуя тексту нашей аутогенной тренировки, человек обычно не засыпает, а находится в устойчивом «просоночном» состоянии. Так вот, именно это новое, специально вырабатываемое устойчивое релаксационное состояние - «тело спит, а сознание бодрствует», является оздоровительным и восстанавливающим силы.
- Как можно познакомиться с текстом Вашей новой аутогенной тренировки?
Текст её опубликован здесь . Любой желающий может надиктовать его на свой магнитофон и использовать для тренировок. Там же представлена наша запись. Время её звучания 37 минут и её действие равносильно 3-4 часам полноценного сна. На её текст в 2001 году мы получили авторские права в Российском Авторском Обществе.
- На Вашей аудиозаписи текст читает хороший актёр?
- Текст нашей аутогенной тренировки читает профессионал. Тут главное - не голос, а внутренняя суть, потому что человек, который читает аутогенные формулы, сам должен испытывать в этот момент аутогенные состояния, выдерживать соответствующие паузы и интонации. Вот в чём хитрость. Поэтому, если нужна высокая эффективность и хорошие результаты, то желательно пользоваться профессиональными аудиозаписями.
- Кем разработан этот метод?
- Разработчиком этого нового метода аутогенной тренировки является коллектив нашего Центра "Психопедагогика" (психотерапевтическая педагогика). Директор этого коллектива - Андрей Андреевич Востриков, доктор педагогических наук, профессор Института теории образования Томского педуниверситета, врач-психотерапевт, автор технологии формирующего личность обучения.
Я приступил к участию в разработке этой аутогенной тренировки ещё в 1991 году. С тех пор ее прошли и применили в своей работе тысячи слушателей, и она, в результате всех этих апробаций и проверок в 2003 году, получила рекомендацию Министерства Здравоохранения РФ для массового распространения среди населения.
- Когда и как часто нужно делать аутогенную тренировку?
- Этот вопрос я считаю очень важным и хочу остановиться на нём подробнее.
У современного культурного человека ещё с детства выработан навык гигиены тела - ежедневной чистки зубов, систематический душ, мытьё рук перед едой, чистая, опрятная одежда.
Культурный человек не мирится с грязью тела и при первой же возможности принимает меры. То есть, навык гигиены тела действует у него автоматически.
И в нашем случае полная аналогия. В течение дня накапливается психическое напряжение («психическая грязь») и «её» систематически надо «смывать». Переходя на бытовой язык - «душу надо чистить». Сна недостаточно. Требуется навык гигиены душевного состояния, и его необходимо вырабатывать как обязательный элемент современной культуры.
По моему мнению, он не менее важен, чем навык письма и чтения.
Итак, все объективные трудности по освоению АТ в нашем случае преодолены. Остались только субъективные, то есть - это выработка Вами у себя навыка систематического использования аудио-тренажёра не реже 2-3 раз в неделю. А в дальнейшем уже само чувство усталости или раздражения (аналогично чувству голода) становится сигналом для прослушивания АТ.
Через 2-3 месяца Вы обнаружите, что меньше стали реагировать на конфликты, меньше болеть и уставать, лучше учиться, больше успевать.
Фактически процесс обучения у нас просто отпал. Появился инструмент, дополнительный безопасный источник подзарядки, как новая батарейка «Энерджайзер».
- Как выполняются условия по безопасности использования новой аутогенной тренировки?
- Вопрос закономерен, поскольку люди опасаются того, чего они не знают или не могут контролировать. Но у нас этот вопрос снимается автоматически, потому что человек при нашем тренинге находится в ясном сознании, все контролирует сам и в любой момент может выйти из тренировочного режима.
- Какие могут быть противопоказания?
- Противопоказание, как правило, одно: возникающее чувство бесполезной потери времени, дискомфорт во время прослушивания. Это свидетельствует о том, что Вы больше настроены на восприятие внешнего мира и пока не готовы всерьёз заняться собой. В этом случае для прослушивания Вам больше подойдут музыкотерапевтические программы, о которых я говорил в «Учительской газете», №1, 2006г.
- Как делается аутогенная тренировка?
- Для этого необходимо найти место, где Вас никто бы не беспокоил в течение 30 - 40 минут. Лучше всего, если у вас имеется закрытая комната. Надо отключить телефон, сесть в кресло с высоким подголовником или на стул, а голову прислонить к стене, чтобы она не западала вперёд, но и не могла запрокидываться назад. Затем надо взять плеер, надеть наушники и включить аудиозапись аутогенной тренировки.
Можно прилечь. Но если Вы ляжете, то, скорее всего, Вы заснёте, и поэтому желательно, чтобы были какие-то трудности, которые не позволили бы Вам заснуть. И если даже Вы заснёте, то хорошо отдохнёте за 37 минут, как за 3-4 часа полноценного сна.
Мне могут сказать: « Где же на работе найти тихое место, где взять эти полчаса?». Ответ такой: «Кто хочет быть здоровым и успешным - ищет средства. Кто не хочет - ищет причины».
- Что Вы имели в виду, когда говорили о психосоматических заболеваниях, к которым приводит «синдром эмоционального выгорания»?
- Как я говорил ранее, «синдром эмоционального выгорания» является следствием внутреннего напряжения психики. Это напряжение приводит рефлекторно к мышечным спазмам сосудов. У каждого человека телесная область этих спазмов сугубо индивидуальна.
Например, спазмы сердечно-сосудистой системы приводят к гипертонической болезни, стенокардии, вегетососудистой дистонии, ишемической болезни сердца - самым распространённым заболеваниям в России.
Спазмы сосудов пищеварительного тракта приводят к гастриту, язвенным болезням желудка, 12-перстной кишки и толстой кишки.
Психогенную природу часто имеет головная боль, мигрень, бронхиальная астма, нейродермиты, эндокринные заболевания - диабет, гипертиреоз, миома и др.
- Какие у Вас планы дальнейшей работы в связи с этим направлением?
- Нами создана и 2-я аутогенная тренировка, которая называется «Уравновешенность и устойчивость к стрессу". Она вырабатывает у занимающегося навык спокойного реагирования в тех стрессовых ситуациях, в которых он чувствовал себя неуверенно или терял самообладание.
Если 1-я аутогенная тренировка посвящена быстрому отдыху, то 2-я направлена на выработку новых продуктивных психических навыков. И еще, мы с Андреем Андреевичем Востриковым подготовили книгу, которая в этом году выходит в издательстве учебно-методической литературы "Владос". Она называется "Культура эмоций и самозащита от табакокурения и наркотиков". Эта книга для родителей, педагогов и учащихся, для детей 4-х - 6-х классов. А, вообще-то, она будет интересна всем. Все эти работы могут быть темой следующих бесед.
- Насколько Ваши идеи известны научной общественности?
- Мы часто выступаем на различных научных конференциях и форумах. Наши материалы докладывались, например, на конференциях "Психология образования" в 2005 и 2006 г.г., на Всероссийском Форуме «Здоровье нации - основа процветания России» (2006г.)
- А сами Вы часто делаете аутогенную тренировку?
- Конечно! Я вообще ввёл её в свой постоянный образ жизни, и она мне очень помогает и на работе, и дома.
Например, если я долгое время нахожусь за рулём, то при первых признаках сонливости, съезжаю, как Штирлиц, на обочину, откидываюсь в кресле, включаю АТ и через 12 минут (по укороченной программе) могу опять быть внимательным и собранным на дороге.
Или, часто перед возвращением домой в своём кабинете я сажусь на стул, прислоняюсь затылком к стене, надеваю наушники и включаю АТ. Очень важно приходить домой после работы свежим и энергичным.
Если у меня важная встреча, то перед выходом я обязательно прослушиваю АТ, чтобы отвлечься от забот дня и хорошо настроиться на предмет разговора.
И таких примеров применения АТ можно привести множество.
- Насколько, по вашему мнению, современный педагог должен овладеть тем, что вашему коллективу удалось для него разработать?
- Я считаю, что умение быстрого восстановления своей психики и своих сил - это обязательная часть профессиональных качеств современного педагога. Ведь раздражительное поведение педагога передаётся ученикам, школьникам, и они в дальнейшей своей жизни могут по механизму подражания проявлять такие же качества раздражительности и неустойчивого поведения.
- Какое определение Вы можете дать своей деятельности в целом?
- Деятельность нашего коллектива - это не столько ликвидация психологической неграмотности педагогов, сколько компенсация их психологической незрелости. Знания, в том числе и психологические, даются у нас в институтах в достаточной мере и педагоги их имеют. Однако человек может обладать психологическими знаниями, но быть при этом, все-таки, незрелым в плане эмоциональной культуры.
- Значит ли это, что ваша новая аутогенная тренировка призвана исправлять этот недостаток?
- Да, это так! Все дело в том, что даже хорошо воспитанный человек, если он устал и "выжат как лимон", то он уже не имеет сил, чтобы проявлять свою воспитанность и сдержанность в стрессовых ситуациях. Он может легко сорваться, вспылить. Потом будет сожалеть об этом, а на самом деле, ему просто не хватило психической энергии. Поэтому он должен следить за этой энергией, за её уровнем и вовремя принимать соответствующие меры. После вечерней аутогенной тренировки я, например, всегда бодр и работоспособен. Я могу ещё заниматься научной работой в течение 4-х часов. И после этого мне вполне хватает 5-часового сна.
Лев Сафонкин, Александр Зинковский.
*назад к списку публикаций
|