Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

Востриков А.А."Социальная и экономическая успешность наших детей и современное школьное образование"

СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ НАШИХ ДЕТЕЙ
И СОВРЕМЕННОЕ ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Востриков А.А.
Востриков А.А.-2д. пед.н., проф.

     Если спросить менеджера любой преуспевающей фирмы, кого они предпочитают брать на работу, то сразу же будет предъявлен ряд деловых и трудовых качеств, которыми должен обладать претендент на хорошо оплачиваемое рабочее место. Такой человек должен:
- легко обучаться;
- быстро переучиваться;
- быть инициативным;
- быть творческим и компетентным в своём деле.
    Иными словами, все хотят, чтобы работник обладал высокой креативностью и, так называемым, дивергентным мышлением
   Противоположностью дивергентному или продуктивному мышлению является конвергентное мышление. Для этого мышления характерно осмысление явлений по готовым стереотипам, заданным образцам. Его еще называют репродуктивным мышлением.

    Таким образом, осмысление всего того, что приходится профессионально выполнять, может быть либо продуктивным, либо репродуктивным. Именно ведущий способ мыследеятельности определяет во многих современных интеллектуально сложных профессиях, будет ли работник успешен в конкурентной деятельности или нет. В настоящее время потребность в обществе в этих профессиях достигает 50% и постоянно возрастает.
     На вопрос, легко ли найти таких работников, каждый менеджер скажет, что это очень трудно и приходится перебирать десятки претендентов, пока попадётся такой, который соответствует всем требованиям. За подобными людьми постоянно идет конкурентная борьба между разными фирмами.
    Этим объясняется тот факт, что имеется много людей, получивших профессию и нуждающихся в работе, но только единицы могут соответствовать требованиям компетентности в своей профессии.
    Обладают ли наши выпускники школ соответствующими качествами и способом мыследеятельности?
     Нет.
    Почему?
    Потому что ни семья, ни школа необходимые для успешной жизни креативные качества и мышление не формируют.
     Возникает естественный вопрос, люди с продуктивным мышлением обладают божиим даром или этот способ мыследеятельности можно формировать в ходе обучения?
    Ответ однозначный. Такой способ мышления можно формировать, и он целиком зависит от способа обучения детей в школе.
    Традиционное школьное обучение основано на формировании репродуктивного мышления, поскольку требует от детей усвоения готовых знаний и их воспроизводства, репродукции в этом устоявшемся виде.
    На протяжении школьного обучения ребёнок постоянно тренирует конвергентное мышление. У него нет ни опыта, ни инструмента к креативному мышлению. Он выходит в жизнь, в будущую профессию со сформированным мышлением, которое пригодно только для освоения простых специальностей, не требующих творчества и импровизации. Это хорошо показывают конкурсные экзамены в вузы, хотя они ориентированы на выявление высшего уровня репродуктивного мышления.
    Для современной конкурентно-способной деятельности нужен противоположный способ профессионального мышления. Но взрослому переучиваться с конвергентного на дивергентное мышление очень сложно. Например, вы делаете сообщения о чём либо, читая готовый текст. Попробуйте оторваться от текста и рассказать эту информацию в свободной форме изложения и  импровизируя. Вы будете испытывать большие трудности. Наоборот, если вы привыкли излагать информацию свободно, в импровизации, подстраиваясь под восприятие аудитории, то вам не доставляет удовольствие читать текст по бумажке.
     Существует одна психологическая закономерность, которая превращается в существенную социально-экономическую проблему. Люди с конвергентным, репродуктивным мышлением не способны понять суть и особенности креативного мышления и оценить его необходимость.
    Если руководитель фирмы мыслит репродуктивно, то он не может подобрать персонал, способный работать креативно, и фирма быстро прогорает. Однако чиновник, обладающий конвергентным мышлением, может активно мешать появлению у себя креативных работников, поскольку они стремятся менять сложившийся стиль работы ведомства, требуют перемен.
    Там, где нужно следовать динамичному изменению в деятельности, требуются люди с креативным мышлением. Где условия выживания допускают спокойное течение жизни, преобладают люди с конвергентным мышлением, которые активно противостоят каким либо переменам и выдавливают из своей среды креативным работников. Иными словами, там, где жизнь протекает в режиме имитации бурной деятельности, преобладают люди с конвергентным мышлением, поскольку для них важна не сама деятельность, а активная демонстрация такой деятельности. Внешне всё замечательно, а в содержание никто не углубляется.
    Там, где нужна реальная деятельность, выживают только люди с креативным мышлением, остальные становятся безработными.
    Большинство безработных - это люди с конвергентным мышлением, поскольку люди с креативным мышлением всегда находят высоко оплачиваемую работу.
    В современном мире конкурентных отношений выживают только те структуры, которые углубляются в содержание своей деятельности и хотят, чтобы это содержание соответствовало духу времени, а это значит, что они стремятся заменить работников с конвергентным мышлением на работников с креативным осмыслением своей деятельности.

    Итак, социальная и экономическая успешность наших детей зависит от того, какое мышление у них формирует школа, как основной способ осмысления информации, и её применения в будущей профессии. Поэтому традиционное знаниевое обучение в школе уже устарело. Идёт реформа школы. Школьное образование постепенно перестраивается на продуктивное обучение, формирующее у детей творческое, креативное мышление.
    Можно выделить два подхода к процессу обучения, которые сразу же формируют у них креативное мышление. Это компетентностный и проблемно-деятельный или проектный подходы.
     Современное Западное образование в школе давно стремится к реализации этих подходов. В России мы только осваиваем эти понятия на уровне теории и описания образовательных технологий. В практику школы эти подходы пока не вошли. Это связано с преобладанием в образовании чиновников с конвергентным мышлением. Им не понятно, как и зачем нужно формировать у школьников креативную мыследеятельность. Однако, осознавая факт существенного отставания отечественной школы от Запада, эти чиновники пытаются, в силу своих интеллектуальных ограничений, соединить не соединяемое - объединить в одной упряжке репродуктивное обучение с продуктивным. Поэтому возникают всевозможные гибриды, которые кажутся инновационными, но, по сути, продолжают формировать у детей понятное всем конвергентное мышление. Бег на месте общепримиряющий.
     Есть ещё одно существенное затруднение. Учитель с конвергентным мышлением не может формировать у учеников креативное мышление. Возникает проблема - где взять необходимое количество учителей с креативным мышлением? Эту проблему тоже необходимо решать.
    Автор нашел выход из создавшегося положения. Обучая учителей технологии продуктивного обучения в начальной школе, мы столкнулись с тем, что многие учителя отказываются работать с креативными методами обучения. С другой стороны, выпускники университетов легко и свободно справляются с продуктивными образовательными технологиями. Они их с удовольствием усваивают. В чём проблема?
     Проблема в том, на что по меркам традиционной школы хороший учитель тратит свои усилия. В классическом школьном обучении учитель обучает детей запоминать сведения, которые им малоинтересны. Процесс обучения ориентирован на интеллектуальную активность тех детей, с которыми учитель работает в данный момент. Предполагается, что остальные дети внимательно следят за этим процессом. На самом деле дети пассивно созерцают происходящее в классе и постоянно на что-то отвлекаются. Основные усилия учителя затрачиваются на то, чтобы сохранить дисциплину на уроке. Обучиться этому сложно, но освоив управление поведением класса, учителю очень трудно перейти на креативные взаимоотношения творчества и сотрудничества с детьми.
    В продуктивном обучении доминирует самостоятельная творческая активность всех детей класса. Дети это делают с удовольствием, с выраженным внутренним мотивом к обучению. Учитель управляет этой активностью, и у него нет необходимости следить за дисциплиной на уроке. Начинающие учителя легко осваивают креативную компоненту урока. Поэтому для них не составляет труда освоить технологию новых взаимоотношений с детьми - педагогику сотворчества и сотрудничества.
    Выход из данной проблемы заключается в том, что, инновационные продуктивные образовательные технологии следует поручать молодым специалистам и активно готовить их в педагогическом вузе.

     Рассмотрим, в чем суть образовательных подходов, способных фор-мировать у детей креативное мышление.
     Первый подход - компетентностный. Этот подход требует, чтобы школа обучала ребёнка тому, что ему понадобится в жизни, и облегчала процесс освоения интеллектуально сложных профессий. Речь идёт о ключевых компетентностях. В качестве ключевых компетенций выступают способности учиться и обучаться, социальные навыки (нравственность, коммуникативность, корпоративность), навыки творческой работы с информацией, способность к импровизации, профессиональное владение рядом видов деятельности (общение на иностранном языке, скорочтение, пользование компьютером и т.д.).
     В процессе формирования ключевых компетентностей учащийся обучается самостоятельно и творчески работать, применять усвоенные виды деятельности в разных ситуациях. Он усваивает инструментарий креативного мышления.
    Второй подход - проблемно-проектный. В его основе лежит обучение самостоятельной творческой деятельности путём исследования и конструирования, проектирования индивидуальной или групповой творческой задачи. Необходимые для этого сведения получают от учителя и в ходе самостоятельного поиска нужной информации, и её переработки. В ходе авторской разработки творческого задания учащийся осваивает весь необходимый инструмент креативного мышления и самостоятельно усваивает массу разнообразных сведений, которые имеют значение для овладения импровизационной деятельностью по разработке данного проекта.
    Разрабатывая оба подхода к школьному образованию, автор создал теорию и технологию продуктивного обучения, которые синтезируют в себе оба подхода в единую образовательную систему. Эта система получила название «Продуктивная система элитного образования «Школа свободного развития». Она описана в ряде монографий, представленных в этом сайте, и реализована в группе учебных пособий, также имеющихся на сайте.
    Практика показывает, что реализуя продуктивное обучение в школе, можно максимально раскрыть потенциал каждого ребёнка, и, тем самым, дать возможность детям по окончании школы легко и свободно осваивать любую интеллектуально сложную профессию и постоянно быть востребоваными
 как экономикой, так и обществом
    Продвижение этих технологий пока имеет больший успех в Украине, поскольку там много элитных школ, способных их освоить. В России эти технологии будут ещё долго сдерживаться Министерством, т.к. оно не настроено на их реальное внедрение в школы.

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Социальная и экономическая успешность наших детей и современное школьное образование