Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

Шадрина Е.В. "Развивающая эстетика художественной выразительности в начальной школе"

РАЗВИВАЮЩАЯ  ЭСТЕТИКА 
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  В  НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ 

Шадрина Е.В.
педагог-исследователь  Гимназии №1.г.Томск.                                                                                                                

     Авторский курс «Развивающая эстетика художественной выраШадриназительность» - это новый школьный предмет, который не заменяет существующие программы изобразительного искусства (ИЗО), а дополняет их в рамках дополнительного образования. 
      Разрабатываемый курс этого предмета охватывает детей с 6  до 11 лет.  Курс решает совершенно другие и новые для уроков ИЗО цели и задачи. Прежде всего, этот предмет направлен на формирование эстетизма, как свойства личности. Поэтому он выстроен не как образовательный, а как воспитательный предмет. Поэтому класс делится на две группы, и обучение занимает 3 часа в неделю. Данная программа и курс предназначены для школ с углубленным эстетическим развитием и для элитных школ. 
      Исходя из того, что эстетизм это свойство личности воспринимать действительность, людей, их поступки, окружающую действительность через жизненные ценности красоты и гармонии, он относится к системе гуманистического воспитания. 
      В основе технологии преподавания развивающей эстетики художественности лежит продуктивная педагогика. Это означает, что ребёнок должен самостоятельно работать над творческими проектами на протяжении 50 % учебного времени, выражать себя и проявлять свое творчество средствами эстетического самовыражения. 
      Говоря о развивающей эстетике, нужно вернуться к мысли о том, что далеко не все дети обладают базовыми эстетическими и специальными художественными способностями. 
      И для полноты и полноценного восприятие эстетической культуры во всей ширине её диапазона не только на уровне поп-культуры необходимо создать условия для понимания элитных уровней эстетической культуры. А для этого нужно обладать способностями  воспринимать, то есть  иметь специальные эстетические способности. Развивающий компонент технологии направлен на то, чтобы непосредственно диагностировать и тренировать с помощью особых психолого-педагогических приёмов ведущие эстетические способности. Говоря о развивающей эстетики художественной выразительности, мы можем выделить следующие художественные способности: чувство композиции, чувство цвета, способность к фантазированию, способность к реализации своего творческого замысла, стремление и не боязнь показать свой индивидуальный подход к выполнению поставленных творческих задач. А так же способность различать цветность, чувствовать колорит, чувствовать цвета и тона, чувствовать контрастность, цветовые ассоциации  пространственные свойства цвета. 
      В авторском курсе разработана специальная диагностика этих  способностей, и технология их тренировки средствами творческого самовыражения. В основе концепции этой технологии лежит важная позиция: ребенок должен тратить минимальное количество времени и усилия на освоение  инструментов художественного самовыражения и максимально расходовать свои усилия на творческое развитие и осмысление основных механизмов художественного творчества. 
       Как это достигается? Мы это делаем с помощью специальных конструкторов, которые позволяют детям быстро и эффективно создавать произведения, а в ситуации «мозгового штурма» осмысливать при помощи коллективного творческого анализа свои достижения и недостатки. 
       Развивающий урок фактически строится на трех этапах: постановка творческой задачи, проектная творческая деятельность по созданию произведения и коллективный анализ результатов. 
      До момента обсуждения созданные из конструктора композиции не фиксируются, а после коллективного обсуждения наиболее интересные работы получают право быть исправленными, исходя из обсуждения, и зафиксированными при помощи клея, на выставку.  
      Таким образом, это создает условие, когда ребенок не только творит, но и учиться у окружающих, получая информацию от коллективного интеллекта. Реализовать эту концепцию можно с помощью специальных  конструкторов. В работе с цветным конструктором не требуется навыка техниками рисования. Необходимо для детского творчества только внутреннее чувство гармонии, только способности к изобразительному искусству  со всем набором параметров чувственности. Используя это дидактическое пособие, мы можем создать условия для решения педагогической и методической задачи в преподавании ИЗО в начальной школе. 
     Проведённая работа в этом направлении показала, что после непродолжительного промежутка времени  занятий  с конструктором можно увидеть динамический рост ребенка: его восприятия и самовыражения художественного творчества. 
     Первый этап - диагностика. Для диагностики нами разработан специальный диагностический конструктор на основе черно-белого изображения. Этот конструктор Диагностикапозволяет определить у ребёнка уровень художественных специальных способностей: чувство композиции,  соответствие в композиции рамки и деталей, способность фантазировать, способность абстрагировать. 
     В процессе диагностики выделяется две группы детей. Первая группа - это те дети, которые не чувствуют гармонии равновесия рисунка, не чувствуют достаточность количества используемых деталей, не чувствуют границ композиции. У этих детей плохо развито чувство композиции.  Ко второй группе, относятся те ребята, у которых, это чувство присутствует. 
     
  

     КонструкторыВторой этап - работа с цветным конструкторомКонструктор изготавливается в домашних условиях из цветного картона. Он состоит из набора: цветных фонов, множества разноцветных геометрических фигур и разноцветных рамок. При помощи этого перечня ребенок составляет сюжетную или абстрактную композиции, и подбирают для них рамки. 
     Условно его можно назвать «цветной тренажер» - в начале на нем диагностируем характер восприятия цвета. После по специально составленной программе проводятся занятия по тренировке слабо выраженных  художественных специальных способностей. 
     Цветной конструктор  подразделяется на два вида: первый не имеет полутоновых оттенков, дети работают  над основными и составными цветами цветового спектра, в режиме простой аппликации. 
    Принципы конструирования простые: ничего  ни за кем не повторять, образы должны быть внутренними: свои собственные, все идей приемлемы, декоративность приветствуется. 
      В обучении детей основам живописи, кроме задач освоения её техники, приемов работы, знакомства с выразительными средствами, есть и другая сторона, относящаяся к эмоционально-образному изучению возможностей цвета. 
       Воздействие цвета на мыслительную, чувственную сферы детей не остается бесследным в формировании отношения к нему, интереса, а порой и потребности в использовании цвета в творчестве. 
Солнышко           Солнышко                        Натюр

    

 

 

     Желание детей выражать образы своих чувств с его помощью, а также находить  в сочетаниях те или иные ассоциативные связи, становятся предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир, удерживанию такого состояния, при котором восприятие цветовых пятен, их сочетаний, фактуры, находит отклик в душе. 
       Третий тип конструктора с полутонами. Для этого этапа обучения разработали систему полутонов всех основных цветов. Если в предыдущем конструкторе для его деталей брался готовый цветной картон, то в этом случае картон берется белого цвета, а дети тонируют его в нужные цвета и оттенки. Таким образом, на этом этапе идет обучение тампонированию (работа с гуашью) подготовка фонов и тонов, затем при помощи лекал родители с детьми изготавливают конструктор. 
Рис-1Рис-5
       Это предтеча перехода работы к рисунку. Работа тоже делиться на две части: сначала они делают свои работы, ищут свои формы изображения себя, а во второй части им даются готовые образцы известных художников. Затем предлагается: «Выбирайте  для своей работы стиль, формы и технику ..., но делайте нечто свое». 

обсуждение       Особенности используемых техник в курсе «Развивающая эстетика художественной выразительности» заключаются в том, что  за минимумом траты времени на уроке дети создают художественное произведение, затем имеется возможность коллективно обсудить полученные результаты. Обсуждение того, что достигли, дает возможность сформировать коллективное представление о том, что же должно или могло быть. Через осознание особенностей и характера художественного творчества на том  материале, который дети сами создали, идёт постоянное накапливание художественного и творческого опыта и самосовершенствование. В результате дети переходят от простейших форм работы к более сложным формам на минимально доступной художественной технике. Художественными произведениями называют многие примитивные работы, где не используется сложная изобразительная техника, например, абстрактные работы, за счёт того, что изобразительные возможности получаемых художественных произведений достаточно  высокие. 
      Тренировка  «чувства композиции» учащихся в классе предусматривает выполнение до 5-6  разноплановых творческих упражнений. После выполнение каждого упражнения состоялось общее обсуждения получившихся работ. 
      Такие уроки ИЗО - предоставили возможность подробнее познакомиться  с правилами построения композиции и перспективы, каждый урок над  ними работать, в процессе урока создавать свои собственные произведения. Благодаря методике преподавания  каждый ученик получил возможность в них погрузиться, проанализировать свое творение и услышать мнения своих одноклассников по поводу своей работы. В процессе творчества на уроках ученики создавали собственные стили и техники, формулировали свое понимание и осмысления их. 
      Во 2-3 классах была введена художественно-эмоциональная работа, она подразумевала работу воображения с готовым изображением (предлагались  картины известных художников): дети, представляя на внутреннем экране эти картины,  «начинали» менять ее цвет, представляли себя внутри её, пытались вообразить её глубину, как бы заходили за рамки картины, другими словами начинали сотворчествовать с художником. 
      Каждый 2 урок делались выставки, проводились заседания художественного совета (обсуждения, просмотры работ учащихся). В художественный совет входили все учащиеся класса, без исключения.   
      В ходе эксперимента на уроках было введено выполнение учениками блоковых упражнений, а для эффективности развития детей и микро - групповая работа. 
     В результате экспериментального обучения проводилась и  индивидуальная работа как с одарёнными детьми, так  и с учащимися, требующими дополнительной тренировки. 
       Наши исследования показали, что авторская технология может выступать  альтернативой существующему предмету ИЗО для элитных школ. 
     Учебно-методический комплекс по курсу РЭХВ состоит из программы, пособий для детей и родителей, методического пособия для учителя, художественных конструкторов. Эстети­ческая культура получает понимание, и становиться востребованной у де­тей.

Тит-шадрина-2Тит-шадрина

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Развивающая эстетика художественной выразительности в начальной школе