www.oppl.ru/konspekt-stenogrammyi-kruglogo-stola.html
КОНСПЕКТ СТЕНОГРАММЫ КРУГЛОГО СТОЛА «ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОТЕРАПИЯ ДУХОВНОСТЬЮ»
Профессиональная Психотерапевтическая Лига Российской Федерации ( ОППЛ )
При поддержке: Европейской ассоциации психотерапии Азиатской Федерации Психотерапии Всемирного Совета по психотерапии
Международная Конференция «Психотерапия и консультирование: технологии и духовное измерение» Москва, 10-11 ноября 2009 г.
Модераторы: Профессор Макаров Виктор Викторович, президент ОППЛ (Москва) Профессор Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич (Санкт- Петербург) ................
Табидзе Александр Александрович: Сегодня на секции «Полимодальная психотерапия» возник вопрос: если человечество вымрет, останется ли духовность? Все задумались и пришли к выводу: нет, не останется. Если носителя нет, то нет и духовности. Тогда возникает центральный вопрос: встроен ли человек в эволюционный процесс, останется человек или не останется? Потому что, если мы не встроены в эволюционный процесс, то человек вымирает, и вопрос духовности снимается сам по себе. Вспомним определение эволюции - это процесс изменчивости, улучшения, приспособления вида к изменяющимся внешним условиям.
Давайте посмотрим насколько изменилась во времени структура человека (физическая, интеллектуальная и психическая) за последние несколько столетий. Физическая сторона заметно улучшилась, человек жил раньше 30- 40 лет, сейчас 80 лет. Прогресс налицо. На мой взгляд, это результат системы тренингов физических качеств (систематическая физкультура, фитнес, закаливание) и успехи медицины. Вторая сторона человека - интеллектуальная - тоже заметно выросла. Это результат многолетнего тренинга в школах и институтах интеллектуальных процессов, благодаря чему возникла наука и техника, превратившиеся в мощную производительную силу.
А вот эмоциональная, психическая сфера - меняется или нет?
Оказывается, что если внимательно посмотреть на историю, то эмоциональная сфера не меняется, не эволюционирует. К примеру, если возьмем произведения Гомера, Шекспира и перенесём их в наше время, то увидим, что они очень современны. Меняется только фон, декорации, а все остальное содержание сюжетов остается тем же, чем и пользуются часто режиссёры. Человеческая история постоянно повторяется. Таких свидетельств можно привести массу. Как и в те далёкие времена, человеком управляют неосознаваемые эмоции, страсти, влечения, зависимости. Отсюда вытекает, что если один элемент из трёх - эмоциональный - не меняется, значит, человек не полностью встроен в эволюционный процесс, значит, он не способен подстроиться под изменяющиеся требования внешнего мира, значит, он вымирает.
Действительно, природа пока постепенно отбраковывает человеческий вид с помощью психосоматических и психических заболеваний, с помощью конфликтных потерь на всех уровнях (семейном, производственном, межнациональном и др.).
Такой грустное положение обусловлено, на мой взгляд, отсутствием серьёзной, полномасштабной системы тренинга, совершенствования психических, эмоциональных процессов человека.
Виктор Викторович сказал, что процесс психотерапии направлен на улучшение природы человека, и для того, чтобы этот процесс осуществлялся, необходимо, чтобы был психотерапевт. Действительно, это так.
Я представляю коллектив, который разрабатывает методы педагогической психотерапии. Один из самых мощных методов воспитания - это личный пример. Нужны маяки, чтобы мы видели, куда надо стремиться, нужна планка, на которую равняются. А где эта планка? Психотерапевт как духовный учитель должен иметь очень высокие личностные качества. И только он в первую очередь может иметь высокие личностные качества, потому, что его профессия даёт ему в руки современные психотехники и психотренинги совершенствования личности. Другие профессии с этими техниками не знакомы. Осознанно или неосознанно мы к нему будем стремиться, чтобы быть похожим на него. В армии это используется - «делай как я». И в психотерапии должно быть - живите так, как я, смотрите какой я здоровый, сильный и энергичный, заразительный и все начнут к нему подтягиваться. Эта проблема ответственности личности психотерапевта за свои психические качества почему-то на конференции не ставится. Многие психотерапевты не имеют соответствующих личностных качеств и засоряют психологическое пространство.
Здесь возникает вопрос: какие же качества необходимы психотерапевту, чтобы с него брали пример? Мой доклад был по аппаратурной психодиагностике, мы проводили большое количество измерений и выявили, что одно из самых главных качеств психики - это эмоциональная устойчивость, и она поддаётся приборной оценке. Если духовность - это дом, то эмоциональная устойчивость - это его фундамент . Личность психотерапевта - это его рабочий инструмент. Если сам психотерапевт будет постоянно использовать психотехники, совершенствоваться, держать свой инструмент в хорошем состоянии, то и клиенты будут изменяться. Систематический психотренинг - это психогигиена. Необходимо развивать систему психогигиены до уровня навыка. Аутогенная тренировка необходима, это мощный инструмент для самосовершенствования. Получается, что инструмент имеется, а сам психотерапевт им не пользуется. Эти всё равно, что он не пользуется вилкой и ножом, которые лежат рядом, а ест руками. Прежде чем привить навык психогигиены своим подопечным, необходимо самому владеть этим навыком. Таким образом, психотерапевты могут стать центрами кристаллизации духовности. Процесс духовности необходимо направить в область совершенствования личности самого психотерапевта, совершенствования его эмоциональной сферы и тогда мы начнём встраиваться в эволюционный процесс, и тогда выживем, и духовность будет поддерживаться.
|