Система продуктивного элитного образования «Школа свободного развития (ШСР)» принадлежит к образовательным технологиям, ориентированным на формирование интеллектуальной элиты. ШСР ориентирована на всестороннее развитие личности. Важнейшие задачей всестороннего развития личности является эстетическое развитие учащихся на уровне осознанного жизнетворчества, при котором умение эстетически выразить себя является ключевой компетентностью.
Курс «Развивающая эстетика личностного имиджа (РЕЛИ)» в начальной школе – базовый предмет эстетического формирования личности в ШСР. Возник как новый школьный предмет эстетического цикла для элитарного образования, интегрирующий в себе компоненты эстетического развития учащихся, необходимые для успешности жизнетворчества в новых общественных условиях. Этот курс интегрирует:
- культуру эмоций и чувств, в том числе палитру мимики, интонации и жеста;
- культуру пластики тела;
- § культуру игрового танца и импровизации.
В начальной звене ШСР этот курс выступает как предмет дополнительного образования.
Чувственная выразительность (ЧВ) в РЭЛИ формируется специальными тренировками и проявляется в гармоничности поз, движений, эмоционально-выразительной мимике и жестикуляции. Для РЭЛИ характерна потребность чувственного самовыражения в общении с окружающими, в речи, в движениях, в танце.
Компоненты чувственной выразительности в РЭЛИ: мимика, жест, пластичность, ритмичность, координация, интонация, импровизация. Каждый из этих компонентов выступает как инструмент личностного имиджа, овладение которым дает возможность их сочетать и интегрировать в самых разнообразных формах, создавая индивидуальное проявление имиджа.
Инструменты в эстетике личностного имиджа – это средства ведущих компонентов чувственной выразительности, которые используются в образном самовыражении ребёнком, как проявление эстетической культуры.
Способы применения инструмента в эстетике личностного имиджа определяют особенности использования каждого средства и варианты сочетания отдельных средств с целью достижения желаемого результата
Структура курса содержит два этапа:
Первый этап – формирование способностей и освоение инструментов чувственной выразительности.
Второй этап – овладение навыками комплексного применения этих инструментов в различных ситуациях.
Примером обучения инструменту РЭЛИ является выразительная жестикуляция. В этом инструменте четыре компонента освоения:
1-й компонент: Умение снимать мышечные зажимы, целесообразно распределять мышечное напряжение. 2-й компонент: Школа жеста. 3-й компонент: Бытовая пантомима. 4-й компонент: Умение пластически и интонационно выражать себя, применение навыков в быту.
Как формируется портфолио в курсе РЭЛИ? Портфолио формируется по ходу приобретения детьми индивидуальных творческих достижений в процессе обучения РЭЛИ. В него включаются как формируемые способности, так и освоенные на уровне творческого применения инструменты личностного имиджа: мимика, жест, пластичность, ритмичность, координация, интонация, импровизация.
Личностный имидж как универсальная компетенция проявляется в выразительности движения, мимике, пластичности человека в повседневной деятельности. Она является залогом его успешности, поскольку определяет, нравится нам человек или нет, какое место в восприятии он занимает у того, с кем общается.
Через чувство и движение мы выражаем свое состояние, отношение, готовность и ряд других чисто коммуникативных информационных знаков, которые невербально передают окружающим особенности человека и формируют соответствующее отношение к себе.
Разрабатываемый нами курс направлен на решение двух задач обучения.
Первая задача – освоение учащимися ведущих инструментов личностного имиджа как индивидуальных творческих достижений (ИТД).
Вторая задача – обучение учащихся навыкам творческого применения освоенных инструментов на интегрированных уроках.
Важной особенностью курса РЭЛИ является практическая ориентация обучения на творческое самовыражение. Процесс освоения любого инструмента как ИТД всегда ориентирован на активное его применение в различных ситуациях, такие ситуации зало
жены в творческих заданиях, как основных уроков, так и интегрированных занятиях, проводимых совместно с уроками эстетики музыкальности и художественности.
Разработка содержания курса РЭЛИ проводится на основе единого методологического и содержательного пространства в процессе творческого взаимодействия с разработчиками курсов развивающей эстетики музыкальности и художественности. Поскольку целый ряд учебных тем, такие как ритм, композиция и др. имеют общие корни, большое внимание уделяется синхронизации программ и интеграции содержания. Это создает особые условия для формирования у детей комплексного восприятие всех курсов, как единого целого.
|