Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

Востриков А.А., Голосуцкая Г.Е. Развивающая эстетика личностного имиджа в начальной школе.


imidg Востриков А.А., Голосуцкая Г.Е.  
Развивающая эстетика
личностного имиджа
в начальной  школе.

Монография, Томск. 2006. – 220 с.

Система продуктивного элит­ного образования «Школа свобод­ного развития (ШСР)» принад­ле­жит к образовательным техноло­гиям, ориен­тированным на фор­миро­вание интеллек­туальной элиты. ШСР ориенти­рована на все­стороннее развитие личности. Важнейшие зада­чей  всестороннего развития личности  является эстетическое развитие учащихся на уровне осоз­нанного жизнетворчества, при котором уме­ние эстетически выразить себя является ключевой компетентностью.

     Курс «Развивающая эстетика личностного имиджа (РЕЛИ)» в начальной школе – базовый предмет эстетического формирования личности в ШСР. Возник как новый школьный предмет эстетического цикла для элитар­ного образования, интегрирующий в себе компоненты эстетического раз­вития учащихся, необходимые для успешности жизнетворчества в новых общественных условиях. Этот курс интегрирует:

  • культуру эмоций и чувств, в том числе палитру мимики, интонации и жеста;
  • культуру пластики тела;
  • § культуру игрового танца и импровизации.

      В на­чальной звене ШСР этот курс выступает как предмет дополнительного образо­вания.

      Чувственная выразительность (ЧВ) в РЭЛИ формируется специ­альными тренировками и проявляется в гармоничности поз, движений, эмоционально-выразительной мимике и жестикуляции. Для РЭЛИ харак­терна потребность чувственного самовыражения в общении с окружаю­щими, в речи, в движениях, в танце.

      Компоненты чувственной выразительности в РЭЛИ: ми­мика, жест, пластичность, ритмичность, координация, интона­ция, импровизация. Каждый из этих компонентов выступает как ин­струмент личностного имиджа, овладение которым дает возмож­ность их сочетать и интегрировать в самых разнообразных формах, соз­давая индивидуальное проявление имиджа.

      Инструменты в эстетике личностного имиджа – это средства ведущих компонентов чувственной выразительности,  которые исполь­зуются в образном самовыражении ребёнком, как проявление эстетиче­ской культуры. 

     Способы применения инструмента в эстетике личностного имиджа определяют особенности использования каждого средства и варианты сочетания отдельных средств с целью достижения желаемого результата

      Структура курса содержит два этапа:

     Первый этап – формирование способностей и освоение инструментов чув­ственной выразительности.

     Второй этап – овладение навыками комплексного применения этих инстру­ментов в различных ситуациях.

      Примером обучения инструменту РЭЛИ является выразительная жестикуляция. В этом инструменте четыре компонента освоения:

1-й компонент: Умение снимать мышечные зажимы, целесообразно распределять
                          мышечное напряжение.
2-й компонент: Школа жеста.
3-й компонент:  Бытовая пантомима.
4-й компонент: Умение пластически и интонационно выражать себя,
                          применение навыков в быту.

     Как формируется портфолио в курсе РЭЛИ? Портфолио форми­руется по ходу приобретения детьми индивидуальных творческих дости­жений в процессе обучения РЭЛИ.
В него включаются как формируе­мые способности, так и освоенные на уровне творческого применения инструменты личностного имиджа: мимика, жест, пластичность, ритмичность, координация,  интонация, импровизация.

     Личностный имидж как универсальная компетенция проявляется в вы­разительности движения, мимике, пластичности человека в повседневной дея­тельности. Она является залогом его успешности, поскольку определяет, нра­вится нам человек или нет, какое место в восприятии он занимает у того, с кем общается.

     Через чувство и движение мы выражаем свое состояние, отношение, готов­ность и ряд других чисто коммуникативных информационных знаков, которые невербально передают окружающим особенности человека и формируют соот­ветствующее отношение к себе.

      Разрабатываемый нами курс направлен на решение двух задач обучения.

     Первая задача – освоение учащимися ведущих инструментов лично­стного имиджа как индивидуальных творческих достижений (ИТД).

    Вторая задача – обучение учащихся навыкам творческого примене­ния освоенных инструментов на интегрированных уроках.   

     Важной особенностью курса РЭЛИ является практическая ориентация обу­чения на творческое самовыражение. Процесс освоения любого инстру­мента как ИТД всегда ориентирован на активное его применение в различных ситуациях, такие ситуации зало

жены в творческих заданиях, как основных уро­ков, так и интегрированных занятиях, проводимых совместно с уроками эстетики музыкальности и художественности.

      Разработка содержания курса РЭЛИ проводится на основе единого методологического и содержатель­ного пространства в процессе твор­ческого взаимодействия с разработ­чиками курсов развивающей эсте­тики музыкальности и художествен­ности. Поскольку целый ряд учебных тем, такие как ритм, композиция и др. имеют общие корни, большое внимание уделяется синхронизации программ и интеграции содержания. Это создает особые условия для формирования у детей  комплексного восприятие всех курсов, как единого целого.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Востриков А.А., Голосуцкая Г.Е. Развивающая эстетика личностного имиджа в начальной школе