Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

Востриков А.А. Культура мышления

Искусство работы с информацией с элементами педагогического мастерства. Часть 1. Базовый курс интеллектуального развития и педагогического мастерства.
Учебное пособие для педагогических ВУЗов. Изд-во «Психопедагогика»,
Томск – Одесса, 1995. – 371с.


СОДЕРЖАНИЕ

 

Предисловие

7

ГЛАВА 1.

МЕХАНИЗМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

 

 

Методические указания

11

§ 1

Восприятие и реагирование на уровне простейших организмов

12

§ 2

Дистантные органы чувств и их значение

15

§ 3

Некоторые особенности диалектики природы

17

§ 4

Рефлексы как простейший способ реагирования на стимулы

19

§ 5

Реакция выбора, как начало неосознаваемого мышления

21

§ 6

Логические операции осмысления

23

§ 7

Предвидение – новый шаг в развитии мышления

26

§ 8

Схема эволюционных ступеней развития психического

28

§ 9

Речь. Зачем она нужна?

29

§ 10

Структура речи, культура, цивилизованность

32

§ 11

Функции речи в коммуникации

35

§ 12

Концепция Б.Ф. Поршнева о возникновении современной человеческой речи

37

§ 13

Механизм интердикции – основа гипнабильности

39

§ 14

Внушаемость как важнейшее свойство человеческой психики

41

§ 15

Контрсуггестия как механизм социального развития людей

43

§ 16

Информирование – важнейшая функция общения. Итоги

46

§ 17

Механизмы становления понятийного мышления и речи.
Логическая операция анализа.

48

§ 18

Логическая операция синтеза

52

§ 19

Логическая операция обобщения

54

§ 20

Логическая операция абстрагирования

55

 

Альтернативные варианты пространственных моделей содержания параграфов

57

 

Терминологический словарь по параграфам

67

ГЛАВА 2.

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
САПИЕНТОЛОГИИ


77

§ 1

Мышление, как объект целенаправленного развития личности

80

§ 2

Особенности продуктивного мышления и самообразование

84

§ 3

Образно-чувственное мышление и его значение для самообразования

91

§ 4

Модельное мышление и психомоделирование

98

§ 5

Научное мышление как базис профессионального мышления учителя-иноватора

102

§ 6

Культура мышления и чувств в продуктивном обучении

122

 

Альтернативные варианты пространственных моделей содержания параграфов

132

 

Терминологический словарь по параграфам

139

ГЛАВА 3.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ОБРАЗНО-ЧУВСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ

149

§ 1

Сверхвозможности и читатель

150

§ 2

Искусство развития восприятия

152

§ 3

Культура состредоточения

160

§ 4

Приемы совершенствования навыка контроля за потоком сознания

166

§ 5

Приемы совершенствования навыка сосредоточения

171

§ 6

Некоторые психологические особенности памяти. Диагностика и развитие памяти.

180

§ 7

Диагностика уровня развития эйдетизма

189

§ 8

Техника развития эйдетических способностей

191

§ 9

Диагностика способностей к параллельному ОЧМ-иллюстрированию АЛМ

195

§ 10

Формирование навыков параллельного образно-чувственно-понятийного мышления  (ОЧМ-иллюстрирование)

199

§ 11

Культура воображения

210

§ 12

Техника развития телесного и чувственного эмпатирования

215

§ 13

Перевоплощение в людей и угадывание их мыслей и чувств

230

 

Терминологический словарь по параграфам

239

ГЛАВА 4.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ
АССОЦИАТИВНОГО СВЕРХЗАПОМИНАНИЯ

 

§ 1

Психологические особенности развития ассоциативного сверхзапоминания

242

§ 2

Развитие навыка формирования ассоциативных цепей

247

§ 3

Техника ассоциативного запоминания слов

253

ГЛАВА 5.

МНЕМОТЕХНИКА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ
РАЗЛИЧНОЙ БЫТОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 

§ 1

Искусство мнемотехники

258

§ 2

Развитие навыка формирования ассоциативных цепей

260

§ 3

Методика мнемотехнического запоминания цифр

263

§ 4

Методика мнемотехнического запоминания зрительной информации

266

§ 5

Психотехника запоминания телесных ощущений и слуховых впечатлений

272

ГЛАВА 6.

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ФАНТАЗИИ

§ 1

Психология творческой фантазии и воображения

276

§ 2

Развитие творческого воображения и фантазии с помощью лингвистического метода

283

§ 3

Приемы развития творческого воображения и фантазии

284

§ 4

Развитие фантазии

287

ГЛАВА 7.

МЕТОДИКА ЛОГИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ТЕКСТА
И ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКОЙ ГИПЕРМНЕЗИИ

 

§ 1

Техника первичного содержания учебного текста

289

§ 2

Техника выделения в учебном тексте логических блоков

292

§ 3

Техника разделения информации в тексте на основную и вспомогательную

294

§ 4

Методика обобщения содержания блока текста

296

§ 5

Искусство логического сверхзапоминания

297

§ 6

Техника логического припоминания

300

ГЛАВА 8.

КУЛЬТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

 

 

§ 1

Методика самостоятельной работы над материалом учебника

303

§ 2

Методика КСО (коллективный способ обучения) или метод «Обучаемый-учитель»

308

§ 3

Мануальная техника побуждения: жест, касания, поглаживания, вибрации

316

§ 4

Способы бессловесного побуждения: мимика

319

§ 5

Техника словесного побуждения в процессе обучения

324

§ 6

Тренировка взгляда, мимики, жеста в стиле чарма и императива

330

§ 7

Техника интонирования в побудительных фразах и восклицаниях

333

§ 8

Методика выбора логических элементов фразы

336

§ 9

Методика интонационной качели

340

§ 10

Методика работы с текстом с целью его запоминания

344

ГЛАВА 9.

МЕТОДИКА РЕЛАКСОПЕДИИ

§ 1

Введение в релаксопедию

351

§ 2

Механизмы релаксации и методика ее применения на уроках

355

§ 3

Что такое релаксация?

356

§ 4

Как влияет релаксация на учебу, работоспособность и воспитание обучаемых?

358

§ 5

Как релаксация влияет на здоровье?

362

§ 6

Как следует применять релаксацию в процессе преподавания человековедения?

363

§ 7

Стадия ввода в релаксацию

364

§ 8

Стадия работы в состоянии релаксации

367

§ 9

Стадия выхода из состояния релаксации

369

 

Рекомендованная литература

370

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Востриков А.А. Культура мышления