Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ» , 2010 г. , № 4 (88), стр.29-34.
ТАБИДЗЕ А.А. доктор физ.- мат. наук, профессор, зам. директора Научного Центра «Психотерапевтическая педагогика» г. Москва, г. Томск (www.psycho-pedagogica) E-mail: tabidze@pochta.ru
Создание методов психодиагностики личностных черт человека и установление взаимосвязи этих черт с заболеваниями психогенной природы является одной из слабо развитых областей современной психотерапии. Представленные в литературе многочисленные поиски этой взаимосвязи, опирающиеся на субъективные методы опроса и наблюдений, не позволяют привести их в единую систему из-за неоднозначности выводов и взаимных противоречий разных авторов. В настоящей работе с целью получения объективных психодиагностических данных предлагается использование электропунктурного измерительного метода Накатани - Кузьменко. Показаны примеры диагностики психосоматических и психических расстройств. Приводятся результаты исследований, позволяющие предположить новый механизм передачи психологических признаков по наследству.
Статья содержит следующие разделы: 1) постановка задачи, 2) описание экспериментальной методики, 3) примеры диагностики психосоматических расстройств, 4) сопоставление результатов теста Кэттэла и модульной диагностики, 5) примеры диагностики предрасположенности к психическим расстройствам, 6) модульный психологический портрет, 7) психодиагностика и некоторые задачи психотерапии, 8) психодиагностика и элементы наследственности.
Ключевые слова: научные измерения, электропунктура, психодиагностика, психосоматика, аутогенные тренировки.
"Наука начинается там, где начинаются измерения" (Д.И. Менделеев) 1. Постановка задачи.
Использование методов психодиагностики в практике психотерапевта имеет исключительно важное значение, так как оно направлено на выявление раннего и своевременного диагноза, на уточнение правильности общего диагноза, на установление психологических причин заболевания, на выбор оптимальной стратегии и тактики лечения или психокоррекции.
Естественно, профессионалу всегда лучше иметь дополнительные глаза, чем действовать на ощупь.
О влиянии существенной роли психических факторов, психического напряжения, стресса на функциональное состояние человека в медицине известно давно. Об этом свидетельствуют не только психотерапевтические заключения, но и наблюдения врачей - терапевтов.
Учитывая этот фактор, медицина в настоящее время, начиная с работ Франца Александера (1950 г.), относит к заболеваниям психогенной природы более 80 % известных неинфекционных заболеваний. То есть подчеркивается психогенный характер возникновения большинства соматических заболеваний, которые так и называют - психосоматическими.
Если, таким образом, признается приоритет влияния психики над телом, то, естественно, при профилактике и лечении этих заболеваний методы психодиагностики и методы психотерапии должны быть показаны в первую очередь. Однако говорить о психологической подоплёке болезней врачи пока не берутся и дальше общих рекомендаций: «Надо больше отдыхать», «Беречь нервы», «Не испытывать сильных отрицательных переживаний» - они не идут.
И здесь возникает основной вопрос психодиагностики: какого характера отрицательные переживания, а точнее, какие конкретно эмоциональные состояния приводят к возникновению, либо к обострению тех или иных конкретных заболеваний.
Наибольшую смелость в решении этого вопроса проявляют практические психологи. В многочисленных работах Луизы Хей, Радченко А.Ф., Синельникова В.В., Мисс К., Васютина А., Вилма Л., Свияша А., Евдокименко П.В. указывается о связи таких эмоциональных состояний, как состояния страха, обиды, гнева, мстительности, комплекса неполноценности с функциональными состояниями сердца, печени, почек, прямой кишки, желудка и др.
Например, в их отдельных работах отмечается, что продолжительные эмоции гнева влияют на функциональное состояние печени, эмоции страха - на функциональное состояние прямой кишки («медвежья болезнь») или почек, эмоции обиды - на деятельность сердца (тяжесть в груди) и т.д. Однако привести все эти наблюдения в единую систему не представляется возможным из-за неоднозначности выводов и взаимных противоречий в наблюдениях разных авторов. Для научной однозначности в этих случаях желательно опираться не на субъективные методы наблюдения и опроса, а на объективные измерительные методы.
В связи с этим перед нами была поставлена задача: найти такой объективный метод, результаты которого в любых подготовленных руках могли бы совпадать.
2. Описание экспериментальной методики
Этим требованиям, на наш взгляд, отвечает методика электропунктурной диагностики Кузьменко О.П. и Масленникова И.С. / 3,4 /, представляющая собой модификацию метода Накатани (1950 г.). Достоинства этой модификации заключаются в том, что она, с одной стороны, позволяет диагностировать с хорошей степенью вероятности наличие многих заболеваний, а с другой стороны, по этим же экспериментальным данным можно произвести оценку психологического профиля личности. В нашей стране известны и другие модификации метода Накатани - «Евразия», «Медискрин», «Пересвет» и др., но методика Кузьменко О.П. обладает по нашему опыту наибольшей информативностью.
В ней относительно простым электроизмерительным прибором «РАДА - 5» за 2 минуты последовательно измеряется сила микротоков, протекающих через 24 электропунктурные точки тела. Используются диагностические точки 12 симметричных рефлексотерапевтических меридианов в области запястья и в области голеностопного сустава. Диагностические измерительные точки соответствуют методу Накатани: в меридиане легких - точка Р9, в меридиане сосудов - МС7, сердца - С7, тонкой кишки - IG5, трех обогревателей - TR4, толстой кишки - GI5, селезенки - RP3, печени - F2, почек - R4, мочевого пузыря - V65, желчного пузыря - VB40 и желудка - E42. Все данные отмечаются в диагноз-карте в относительной системе координат. Наличие компьютерной техники здесь не обязательно.
В отличие от диагноз-карты Накатани, представляющей набор 24 измерительных точек, в диагноз-карте Кузьменко показания двух симметричных меридианов - правого и левого, соединяют прямой, которую предложено называть МОДУЛЕМ (рис.1).
Для здорового организма все измерения, а, соответственно, и модули сбалансированы на одном уровне, и укладываются в некий коридор нормы. Полученные 12 модулей характеризуются положением относительно коридора нормы и вектором. Вектор направления модуля вверх и горизонтально обозначают синим и зелёным цветом соответственно, вниз - красным. Выход некоторых модулей за пределы коридора нормы, выше или ниже его, или его красный цвет , говорят о явной предрасположенности или проявлении определённого заболевания.
О.П. Кузьменко на основе большого экспериментального материала - электропунктурных измерений и одновременного опроса нескольких тысяч пациентов, а также клинической проверки диагностики выявила наиболее вероятностную взаимосвязь конкретных заболеваний с соответствующими им чертам характера. Например, красный цвет модуля в меридиане толстой кишки GI (см. рис.1) диагностируется с медицинских позиций как вероятность колита, а с психологических - как проявления страха, неуверенности в своих силах, комплекса неполноценности. Или красный цвет модулей в меридианах сосудов МС и сердца С говорит о проблемах в сердечно-сосудистой системе и одновременно о таком психологическом качестве, как повышенная обидчивость.
Методика измерения имеет свои особенности, которые необходимо учитывать: состояние сухости кожи, время дня, промежуток времени между измерениями, оптимальный выбор числа замеров для выявления закономерностей, характер устойчивости модулей, точное знание топологии измерительных точек и т.д., и она требует от исследователя определённого опыта.
3. Примеры диагностики психосоматических расстройств.
На рис.1 приведён конкретный пример. Успешная, энергичная молодая женщина Наталья Н., возраст - 31 год, предприниматель, прошла модульную диагностику. В соответствии с /3,4/ из одних и тех же экспериментальных данных получены две диагностики: психологическая и медицинская (таблица 1).
В начале мы рекомендуем делать психологическую диагностику, а затем - медицинскую, подчёркивая и выявляя тем самым психологические причины многих заболеваний.
Из этих данных (см. таблицу 1) видно, что наша клиентка живет в состоянии достаточно высокого внутреннего напряжения. Свои внутренние проблемы, усталость и раздражительность, особенно к концу дня, она тщательно скрывала от окружающих. Её удивил факт такого лёгкого обнаружения предрасположенности к заболеванию щитовидной железы, о котором не подозревала. Она сообщила, что у матери имеется заболевание щитовидной железы - гипертиреоз. Возможности этой болезни у себя она даже не допускала. Согласилась с наличием собственного эгоцентризма, который мешает ей наладить личную жизнь. Многие факты, вытекающие из этой диагностики, воспринимались ею как ясновидение.
Таблица 1. Вероятностная взаимосвязь психологической и медицинской диагностики по описанию электропунктурных модулей
МОДУЛИ
|
ПСИХОЛОГИЯ
|
МЕДИЦИНА
|
TR кр
|
Физическая усталость, истощение, состояние внутренней дисгармонии
|
Пониженный гормональный фон
|
TRкр + IGкр
|
Дисгармония + Раздражительность, Эмоциональная неустойчивость
|
Вероятность невроза
|
GIкр
|
Комплекс неполноценности
|
Вероятность колита
|
TRкр + Cкр
|
Дисгармония + Обидчивость,
|
Вероятность дисфункции щитовидной железы
|
MCкр + Cкр
|
Нехватка любви + Обидчивость,
Эгоцентризм.
|
Склонность к спазмированию сосудов, кардионевроз, склонность к ИБС
|
MCкр + TRкр
|
Дискомфортные отношения с противоположным полом
|
Вероятность миомы матки
|
Приведу ещё несколько примеров.
Рассмотрим случай (1), сочетание (TR кр + RP кр) на рис.2. При наличии в эмоциональной сфере продолжительного чувства внутренней дисгармонии, о чём сигналит красный TR кр, красный модуль в меридиане поджелудочной железы RP кр приобретает такие психологические качества как ригидность, упрямство, навязывание своей воли и даже деспотизм. Со временем длительное сочетание этих двух эмоциональных состояний может привести к дисфункции поджелудочной железы и в последствии к диабету.
Вероятность диабета = TR кр + RP кр Вероятность возникновения ишемической болезни сердца может обеспечиваться сочетанием длительного чувства недостатка, нехватки любви - МСкр. и повышенной обидчивостью - Скр.
Случай (2). Вероятность ИБС = MC кр + С кр
Случай (3). Вероятность язвы желудка = Е кр + Р кр
Подобные сочетания можно получить по всем известным психосоматическим заболеваниям: бронхиальная астма, язвенный колит, остеохондроз и многие другие.
Приведу чаще всего интересующий пример: рак диагностируется как сочетание не менее 4-5 модулей, а именно - обязательные красные модули TR, RP, F, VB и адресный, например, Е, отражающий поражённый орган.
Вероятность рака желудка = TR кр + RP кр + F кр + VB кр + E кр
Это сочетание читается как совокупное эмоциональное (может быть скрытое) состояние гневного F кр, дисгармоничного TR кр упрямства RP кр с элементами мстительности VB кр и жадности E кр.
4. Сопоставление теста Кэттэлла и модульной диагностики.
Строгий научный подход обычно требует сопоставления получаемых результатов одним методом с другими независимыми достоверными методами. В качестве альтернативы выбран
16-факторный личностный опросник Кэттэлла (16 PF) из 187 вопросов. Использовалась автоматизированная система психологического тестирования «ЗЕРКАЛО», разработанная С.Шмелёвым с соавторами (версия 1.16), как оказалось, наиболее удобная для оперативной работы.
В диаграмму личностного профиля Кэттэлла (см. рис. 3) сначала заносятся полученные из опросника значения 16 факторов по десятибалльной системе, затем устанавливается ось нейтрали на значении 5,5 и от этой оси строятся векторы факторов, вправо - положительные (синие), влево - отрицательные (красные) .
Из полученной диаграммы наглядно виден знак и вклад каждого фактора, отражающие личностные свойства опрашиваемого. В этой диаграмме достаточно много выраженных отрицательных величин - факторы С, L , O, Q3 ,Q4
К факторам Кэттэлла близким к описанию электропунктурных модулей можно отнести те, которые отражают группу эмоциональных свойств.
Можно видеть хорошую корреляцию этих двух методов (см. таблицу 2). Укажем на наиболее явное согласие по отрицательным (красным) факторам.
Таблица 2. Сопоставление факторов Кэттэлла и модулей О.П. Кузьменко
Фактор С (отриц.)
Утомление, невроз, эмоц. неустойчивость
|
Модуль TR кр
Усталость, истощение
|
Близкое соответствие
|
Фактор О (отриц.)
Тревожность, беспокойство, страх
|
Модуль GI кр
Тревожность, беспокойство, страх, неуверенность в себе
|
Близкое соответствие
|
Фактор L (отриц.)
Подозрительность
|
GI кр + VB кр
Низкая самооценка
|
Относительное соответствие
|
Фактор Q3 (отриц.)
Низкий самоконтроль, импульсивность
|
МС кр + С кр
Эгоцентризм, обидчивость
|
Относительное соответствие
|
Фактор Q4 (отриц.)
Напряженность, раздражительность
|
TR кр + IG кр
Эмоциональная неустойчивость невроз
|
Близкое соответствие
|
Итак, различными методами достаточно явно диагностируются одни и те же психологические качества - такие, как утомление и эмоциональная неустойчивость, неуверенность в своих силах, тревожность, напряжённость и др. Это может говорить об определённой достоверности психологических выводов модульной диагностики.
5. Примеры диагностики предрасположенности к психическим расстройствам.
Диагностическими критериями вероятности психического расстройства является, как правило, наличие трех обязательных красных модулей в следующих меридианах ( рис.4 ) : это недовольство внешним миром и неприятие его (модуль IG кр в меридиане тонкой кишки), внутренняя дисгармония и дискомфорт (модуль TR кр в меридиане трёх обогревателей) и преобладающее образно - чувственное мышление, активное правое полушарие (мoдуль V кр в меридиане мочевого пузыря).
Вероятность невроза = TR кр + IG кр или TR кр + V кр
Вероятность психического расстройства = IG кр + TR кр + V кр
Данное сочетание может быть описано как неспособность найти себя в реальном мире, неприятие, отторжение его ( IG кр ), сопровождаемое при этом постоянным чувством внутреннего дискомфорта и дисгармонии ( TR кр ), побуждающего к уходу в мир иллюзий ( V кр ). При этом если модуль V кр. расположен выше коридора нормы, то не исключено явное выражение агрессивных реакций.
Было также замечено, что сочетания этих модулей ( IG кр + TR кр + V кр ) являются признаками и социальных болезней: криминальных наклонностей, алкоголизма, наркомании и др.
Как можно заметить - названия психологических качеств носят в модульной диагностике пока бытовой характер, и требует в дальнейшем уточнения согласно принятой в литературе научной терминологии.
6. Модульный психологический портрет.
В диагноз-карте мы имеем 12 модулей, каждый из которых, как в отдельности, так и в сочетании отражает особенности эмоционального реагирования, внутреннюю готовность к тому или иному действию. В некотором роде это установка, встроенный навык реагирования, действующий из подсознания.
Мои исследования показали, что сочетание этих модулей довольно устойчиво. У меня была возможность получать электропунктурные измерения у Татьяны Н. в различные периоды за 5 лет, начиная с 2005 года. Наблюдается хорошая повторяемость экспериментальных данных, что говорит об устойчивости модульной структуры личности и возможности построить усреднённую, а точнее обобщённую диагноз-карту. Обобщённая картина сочетания этих модулей позволяет оценить психологические черты в комплексе и построить модульный психологический портрет (рис. 5).
Опишем, вкратце, этот портрет. Добрая (Е син), любознательная (RP син), спокойная (F син), умеющая строить и поддерживать хорошие отношения с родителями (P син), сверстниками (MC син) и младшими(C син). Однако у неё обнаруживается устойчивый синдром хронической усталости (TR кр + GI кр), комплекс неполноценности (GI кр) и склонность к депрессивным состояниям (IG кр + TRкр + V кр). Зная её историю с детства, эти негативные качества могу отнести к наследственным причинам, связанным с алкоголизмом отца.
Можно привести множество других диагноз-карт, подтверждающих устойчивость картины каждого психологического портрета.
Эти портреты показывают, что у каждого человека картина психосоматических и психических функциональных особенностей сугубо индивидуальна. Данный факт мы объясняем двумя основными причинами - устойчивыми наследственными модулями и модулями, скорректированными в процессе воспитания и самовоспитания в течение собственной жизни.
Складывается впечатление, что в некоторой степени человек заложник своих модулей. У одних это сочетание может быть более конструктивным, для других - менее, что отражает их различную наследственную степень совершенства. Чем больше красных модулей, тем более несовершенен психологический портрет, тем более такой тип подвержен возникновению психосоматических заболеваний. По-видимому, это истинное реальное наследство, которое обеспечил ему его род, его генеалогическое древо. О том, как попробовать изменить этот портрет в сторону улучшения поговорим в следующем параграфе.
7. Психодиагностика и некоторые задачи психотерапии
Шутливое определение психотерапии: «Психотерапия - это система самосовершенствования и самооздоровления психотерапевта, а излечение пациента - побочный эффект».
Данная методика может использоваться как научный вспомогательный инструмент для медицинской и психологической диагностики, она может отслеживать динамику процесса лечения или самосовершенствования. После такой диагностики легко вести беседу и собирать анамнез, легко отделить психосоматическую реакцию организма от психического расстройства, реально предположить объективные причины заболеваний.
Но в первую очередь она может и должна быть использована самим психотерапевтом для собственных нужд, для оценки своих психологических качеств и своего функционального состояния, для оценки результативности используемой для себя лично психотехники.
Почему? Ответ на этот вопрос кроется в шутливом определении психотерапии, вынесенном в начале данного параграфа, так как, известно, что в каждой шутке есть доля ...
По нашему опыту наиболее простой и эффективной психотехникой быстрого восстановления сил мы считаем использование аутотренинга на CD. Мы пропагандируем выработку у психотерапевтов такого профессионального навыка как навык психогигиены- навыка ежедневного медитирования или прослушивания текста аутогенных тренировок на СD, что всегда позволяет находиться ему в хорошей психической форме.
Потому что, хорошее функциональное состояние психики - это главный рабочий инструмент психотерапевта, благодаря которому он передаёт клиенту энергию, заражает его бодростью, оптимизмом и верой в благоприятный исход.
Кроме того, тот человек, который сам владеет навыком психогигиены, способен привить его другому. Мы пользуемся разработанными в нашем Центре аутогенными тренировками АТ-1 «Расслабление и релаксация» и АТ-2 «Уравновешенность и устойчивость к стрессу» и рекомендуем их для широкого использования / 5 , 6 /. Здесь мы всегда подчёркиваем, что навык психогигиены аналогичен навыку гигиены тела, которым человек пользуется ежедневно автоматически (чистит зубы, моет руки, принимает душ и др.).
Для демонстрации этой методики быстрого восстановления сил на рис. 6 представлены результаты модульной диагностики человека владеющего аутогенной тренировкой. Основной модуль, отражающий функциональное состояние физической усталости - это модуль TR. По его положению относительно коридора нормы мы можем оценить эффективность психотехники. Здесь видно, что буквально за 35 минут аутотренинга модуль TR поднимается к коридору нормы. Обычно ранее это функциональное состояние определялось субъективными ощущениями по улучшению самочувствия, настроения, бодрости. Сейчас имеется объективный показатель.
АТ-1 на СD представляет собой усовершенствованную 35-минутную медитативную практику, текст которой основывается на опыте современной психотерапии. Цель этой АТ - освоение устойчивого релаксационного состояния, обеспечивающего быстрое восстановление сил. В литературе имеются многочисленные исследования клинического действия подобной аутогенной тренировки. Установленным фактом здесь являются - снятие спазмов кровеносных сосудов (меридиан сосудов МС), снижение повышенного артериального давления, нормализация сердечного ритма, нормализация уровня гормонального фона (меридиан трёх обогревателей и эндокринной системы ТR), снижение повышенной кислотности желудочного сока (меридиан желудка Е), улучшение реологических свойств крови, уменьшение уровня тревожности (меридиан мочевого пузыря V) и др. Как раз всё это действие АТ-1 наглядно прослеживается на диагноз-карте (рис.6) по этим меридианам. Здесь видно как модули после прослушивания АТ перемещаются к коридору нормы.
Для психотерапевта, имеющего в своих руках такой объективный диагностический инструмент естественно в первую очередь самому построить свой собственный модульный психологический портрет и освоить, таким образом, этот метод. И тогда, зная положение каждого своего модуля, можно наметить те, которые действительно требуют улучшения и психокоррекции. Если мы хотим улучшить мир, почему бы не начать с себя?
(1). Действие АТ - 1 (37 мин.) Меридианы TR, MC, V, E
(2). Действие АТ - 2 (35 мин.) Меридианы TR, MC, V, E + C, IG
Для этой цели, как один из способов, здесь мы также предлагаем использование аутогенной тренировки АТ-2 (35 мин.), содержание которой составляет опыт современной психотерапевтической педагогики /1,2 /. Цель АТ-2 - формирование у тренирующегося новых конструктивных навыков, которые обеспечивают ему снижение таких качеств как: повышенные обидчивость (меридиан сердца С) и раздражительность (меридиан тонкой кишки IG) (см. рис.6). Эта АТ-2 наиболее эффективна для профилактики сердечно - сосудистых заболеваний.
С текстами и звучанием этих аутогенных тренировок можно ознакомиться на нашем сайте www.relax-cd.ru
8. Психодиагностика и элементы наследственности
Цель настоящей работы показать не только причинно-следственную связь конкретных негативных эмоциональных состояний и их сочетаний с возникновением определённых болезней. А также ещё и выяснить - можем ли мы предугадывать эти заболевания ещё до рождения человека, можем ли мы прогнозировать характер будущего ребёнка, можем ли создавать такие условия, когда у него будут закрепляться положительные конструктивные качества и исключаться негативные деструктивные, т.е. можем ли мы улучшать психическую природу человека.
Попытаюсь поделиться своим мнением по этому вопросу.
Итак, каждая психосоматическая болезнь и соответствующий ей психологический профиль личности имеют определенные признаки в расположении 12 модулей. Естественно предположить, что передача различных признаков ребенку от родителей не ограничивается только внешними проявлениями - чертами лица, формой тела, цвета глаз, волос и т.д., но и распространяется на внутренние психологические признаки. Известны многочисленные случаи, когда заболевания, в том числе и психосоматические, передавались по наследству.
Можно предположить, что должны передаваться и электропунктурные признаки (модули), соответствующие этим заболеваниям.
Мои исследования в различных семьях показали, что соответствующий признак (модуль) передается ребенку преимущественно или от отца, или от матери. А если в диагностической карте этот признак отца и матери одинаков, то вероятность проявления подобного признака у ребенка значительно возрастает. Данное наблюдение позволяет прогнозировать передачу конкретных черт характера от родителей к ребенку и, следовательно, предсказать его будущие психосоматические заболевания и черты характера /7,8 /.
Например, при сопоставлении диагноз-карт отца и матери (рис. 7), видно совпадение их модулей по меридианам трёх обогревателей TR син (1), печени F зел (2), желчного пузыря VB син (3), сердца С кр (4) и селезёнки RP кр (5). Следовательно, эти качества в любом случае передаются или от отца, или от матери, и данные наследственные признаки у ребёнка становятся неизбежными. Как видно из рис.7 именно эти модули проявились у их дочери.
Полученные данные имели подтверждения для нескольких семей и требуют дальнейших исследований.
Одновременно с этим, кроме закрепления определённых наследственных признаков, из сопоставления представленных трёх диагноз карт можно сделать предположение о роли воспитания на формирование характера ребёнка. Например, как видно из рис. 7 при различных по цвету модулях матери GI кр и отца GI син, ребёнку передался модуль матери - GI кр. И если здесь процесс воспитания будет преимущественно осуществляться матерью, то такое негативное качество, как проявление страхов, неуверенности в себе, комплекса неполноценности, может у ребенка усилиться (психологический резонанс) и закрепиться в его психологической структуре.
Из приведённого материала следует, что основа модулей - это наследственный фактор. И ребёнок - это не чистый лист бумаги, а готовый, но скрытый психологический портрет, который создавали многие поколения двух родов - отца и матери. И каков будет синтез этих двух родов - конструктивный или нет, в первом приближении может предусмотреть модульная диагностика.
И поэтому одной из главных задач специалиста является - оповещение будущих родителей о благоприятном сочетании их собственных модулей для психического здоровья будущего ребёнка, или предупреждение о вероятном наличии тех или иных будущих заболеваний. При этом в случае неблагоприятного прогноза, родители сами будут принимать решение - достаточно ли есть у них средств, опыта и терпения, чтобы воспитать социально адаптированного человека.
Таким образом, мы можем выйти на сознательное и целенаправленное улучшение человеческой породы, что и является главной задачей человечества - это встроиться в эволюционный процесс.
Завершая изложенную работу, мне хочется надеяться, что настоящая статья может представлять определённый интерес в качестве материала по улучшению диагностической части текущей и научной деятельности современного психотерапевта.
Выражаю искреннюю благодарность О.П. Кузьменко за интерес к данной работе и ценные рекомендации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Востриков А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Книга 1. Теоретические положения и концепции. Томск: Школа свободного развития, 2008. - 260 с.
2. Востриков А.А., Табидзе А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Книга 2. Курс психотехники. Учебное пособие. Томск: Школа свободного развития, 2008. - 236 с.
3. Кузьменко О.П., Масленников И.С. Патенты на изобретение РФ: № 2137457 от 31.07. 1997 г., № 2126241 от 23.06.1998 г.
4. Кузьменко О.П., Масленников И.С. Применение метода модульной диагностики и лечения в восстановительной медицине. ПОСОБИЕ ДЛЯ ВРАЧЕЙ / М.: Изд-во Российского научного центра восстановительной медицины, 2003.- 42с.
5. Табидзе А.А. Аутогенные тренировки и музыкотерапевтические программы // Оздоровительные и диагностические технологии восстановительной медицины. Многотомный каталог - справочник / Под ред. член-корр. РАМН А.Н.Разумова. - М.:ООО «АльянсИнвест», 2003. - с.142
6. Табидзе А.А. Новые аутогенные тренировки - путь преодоления синдрома эмоционального выгорания // Сборник трудов Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в образовании, науке, и производстве» - Серпухов, 29 июня - 3 июля 2009 г., с.140-152
7. Табидзе А.А. О механизмах возникновения психосоматических заболеваний // Материалы шестого научно-практического конгресса «Человек в экстремальных условиях: человеческий фактор и профессиональное здоровье». Ассоциация авиационно-космической, морской, экстремальной и экологической медицины России. - М., 13-17 октября 2008 г., секция «Клиническая медицина», с. 289-290.
|