Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

*Наши публикации

ДОКЛАД НА МЕЖДУНАРОДНОМ КОНГРЕССЕ
«ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА 
XXI ВЕКА»,
7-8 октября 2016 г., Москва, Россия (стр.380 – 382).
Международная конференция «Психотерапевтические аспекты психического здоровья»

a.a.tabidze@yandex.ru

Табидзе Александр Александрович
Эксперт международного реестра специалистов по психическому здоровью,

директор Научного Центра «Психотерапевтическая педагогика» Минобрнауки РФ (Моск. отд,),           
член – корр. РАЕН, профессор, доктор физ. – мат. наук, Москва, Россия

АННОТАЦИЯ. В настоящей работе с помощью новой интерпретации теста Кеттелла
представлена простая и объективная методика оценки психического здоровья и психического
нездоровья.  Предложен новый показатель степени психического здоровья – степень
эмоциональной зрелости.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.  Мне представляется, что прежде чем вести речь об аспектах
психического здоровья, необходимо уточнить в качестве первого вопроса - предмет обсуждения,
а именно - объективные критерии оценки психического здоровья и психического нездоровья.                                  
          И второй, несколько неудобный вопрос, насколько специалист (психолог или психотерапевт)
правомерен  вести речь о психическом здоровье, если его личность не соответствует этому
критерию. В научной литературе личности психотерапевта и ответственности его за свои
психологические качества уделяется большое внимание / В.В. Макаров .1. стр.79/

МЕТОДИКА. Использовались численные данные без изменений   стандартизированного теста
Кеттелла 16PF-187 (Когито-Центр).  Особенность нашей интерпретации теста заключалась в новом
представлении этих данных.

1.) 16 полярных факторов теста были разделены на 4 группы – эмоциональную (факторы С, L, О,
Q4), волевую ( Q3, E, G, H), коммуникативную (  A,  F, I, Q2 ) и интеллектуальную ( В, М,N, Q1).
Аналогичный подход используется в тесте «Большая Пятёрка».

2.) Введена ось, разделяющая по знаку полярные факторы. Теперь численные значения факторов
принимают не непрерывные значения от 0 до 10 (как в стандартизированном тесте), а полярные
значения от -5 до 0 и от 0 до +5. Например фактор (О) имеет два наименования: «тревожность»,
отрицательное качество (от 0 до -5) и «спокойствие», положительное качество (от 0 до +5).

3.) Уточнена полярность   3-х эмоциональных факторов (L, O, Q4)   в соответствии с требованиями
клинической психологии /2 /.

РЕЗУЛЬТАТЫ. Представлены результаты психодиагностики учителей музыки (41 человек)
московских школ /3 /. В ходе этого исследования обнаружилась следующая особенность –
все 41 человек можно разделить  по знаку  эмоциональной группы факторов на 3 подгруппы:

1-я подгруппа ( 9 человек)   - все эмоциональные факторы отрицательные ( рис .1),

2-я подгруппа ( 7 человек) – все эмоциональные факторы положительные (рис.2) и

3-я подгруппа ( 25 человек) – промежуточная, значения эмоциональных факторов вблизи нуля.

      Учителя из 1-й подгруппы жаловались на быструю утомляемость, на сложности в социальной
адаптации, болевые синдромы в различных частях тела и нуждались в психологической помощи
или в медицинском лечении. Они производили впечатление психически незрелых
людей.
                                                                                                                                                                    
     Учителя из 2-й подгруппы, с высокими положительными значениями эмоциональных факторов
– наоборот, демонстрировали жизнерадостность, оптимизм и способность к положительному
эмоциональному заражению. Они производили впечатление психически зрелых людей.
                                                                                                    
     Учителя из 3-й подгруппы занимали промежуточное положение (пассивные) и могли при
соответствующих напряжённых жизненных условиях   легко переместиться в 1-ю подгруппу,
психически незрелых, а при психокоррекции – наоборот, во 2-ю, психически зрелых.

      Следует обратить внимание, что при аналогичном тестировании пациентов Клиники Неврозов
(28 больных) – 26 человек из них  показали низкие значения эмоциональных факторов,
такие как на рис.1 . Эмоциональная группа психологического профиля клиентов Московской Службы
Психологической Помощи Населению (31 человек) -  также имеет вид рис.1.
     
      Таким образом, первую подгруппу составляют лица с высокой эмоциональной неустойчивостью,
эгоцентричностью, напряжённостью и тревожностью -  с качествами, не позволяющими им вести
успешное психолого-педагогическое взаимодействие. Здесь знак каждого эмоционального фактора
на рис.1 – отрицательный.  При сложении всех этих четырёх факторов получаем также
отрицательную сумму.  Результат сложения в первом приближении обозначим как степень
эмоциональной зрелости
 тестируемого.

                                 EQ = C + L + O + Q4 .                                                                              Формула 1.

При таком сложении эмоциональных факторов    получаем следующие численные значения степени
эмоциональной зрелости для двух учителей (Бессоновой и Фомичёва, фамилии изменены): 

                                            EQ (рис.1) = - 15     и       EQ (рис.2) = +10 .

БЕССОНОВА-НЕЗРЕЛЫЙ-ч-бел

ФОМИЧЕВ-ЗРЕЛЫЙ-ч-бел

Рис. 1 Личностный профиль Бессоновой, 31 г.
Эмоционально незрелая личность, EQ=-15
Тест Кеттелла (интерпретация Табидзе А.А., 2013)

Рис. 2. Личностный профиль Фомичева, 45 лет
Эмоционально зрелая личность, EQ=+10
Тест Кеттелла (интерпретация Табидзе А.А., 2013)

      Отрицательное значение степени эмоциональной зрелости (рис.1) говорит, что перед нами
эмоционально незрелая личность. И именно эта эмоциональная незрелость является основной
причиной сложностей в социальной адаптации, а в дальнейшем -  причиной возникновения
психогенных заболеваний. Таким образом – психическое нездоровье – это запущенная
психологическая незрелость.

      Естественно предположить, что наибольшее количество лиц с положительными значениями
степени эмоциональной зрелости (как на рис.2) можно найти на встречах профессиональных
психологов.

      Так суммируя мои результаты диагностики участников Саммита 2013, 2014, 2015 был получен
следующий результат. Протестировано 44 человека (добровольцы)- из них 30 человек показали
положительную степень эмоциональной зрелости, 10 человек – промежуточную и 4 человека –
отрицательную.  Все эксперименты, описанные в этой работе, приведены в сводную таблицу 1
и представлены в процентных соотношениях

      Как и следовало ожидать, наибольшее количество эмоционально зрелых людей собирает
содружество профессиональных психологов, наименьшее – клиника неврозов, что подчёркивает
специфичность психологических качеств каждой группы (см. таблицу).

      ОБСУЖДЕНИЕ. Таким образом специфическими психологическими качествами для
психологов и психотерапевтов   являются, по моему мнению, - эмоциональная устойчивость (С+),
доброжелательность ( L +), спокойствие ( О+ ) и внутренняя расслабленность ( Q4+).
      Из 16-ти факторов эти 4, на мой взгляд, являются базовыми, т.к. при их совершенствовании
начинают автоматически улучшаться качества из интеллектуальной, коммуникативной и волевой
психодиагностики.

                                                                                                                                     Таблица 1.

Тестируемые

Психо-эмоц.
незрелые

Психо-эмоц.
промежуточные

Психо-эмоц.
зрелые

1.

Учителя музыки
московских школ,
41 человек

22 %

61 %

17 %

2.

Пациенты Клиники неврозов
№8, г. Яхрома, Моск. обл.,
28 человек

93 %

7 %

0

3.

Клиенты Службы Психологич. Помощи Населению, г. Москва
31 человек

84 %

16 %

0

4.

Психологи, участники Саммитов
г. Санкт-Петербург
44 человека

9 %

23 %

68 %

             Инструмент психолога – его психологические качества. Для психологов и психотерапевта
недопустимы такие негативные эмоциональные качества как эмоциональная неустойчивость ( С- ),
эгоцентризм L-  ), тревожность ( О- ) и напряжённость Q4-).  
              Потому что, эти стационарные негативные качества создают стабильный фон внутреннего
дискомфорта, который на неосознаваемом уровне по механизму психического заражения будет
передаваться окружающим через интонации, взгляд, жесты, положения тела. Особенно к
психологическому заражению чувствительны дети. В этих негативных качествах кроются истоки
агрессии и самоагрессии.
              Знать свой объективный психологический портрет и его принадлежность к зрелой или к
незрелой группе  - профессиональная  обязанность каждого психолога и психотерапевта. Нередко
оказывается, что собственное субъективное представление и действительный портрет могут не
совпадать.

              ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

              1. Предложена новая интерпретация теста Кеттелла, позволяющая наглядно
демонстрировать  психологический портрет человека, понятный не только психотерапевту, но и
самому клиенту. Когда клиент воочию видит внутренние психологические причины своих проблем,
тогда у него пробуждается ответственность за свои поступки и здоровье.

               2. В качестве критерия психического здоровья предложен   показатель степени  
психо-эмоциональной зрелости, имеющий как качественную, так и количественную оценку. 
Отрицательная степень – признак психического нездоровья, положительная – признак психического здоровья.

               3. Психотерапевтам и практикующим психологам предлагается использование этого теста в
качестве инструментария для предварительной оценки уровня психического здоровья своих
пациентов и для оценки результатов своей работы.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Макаров В.В. Избранные лекции по психотерапии. (Лекция №8.Личность психо-
    терапевта). М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 432 с.
    Табидзе А.А. Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиции клинической
    психологии, Журнал «Медицинская психология в России», 2015, №6, стр.35( см.
    www.psycho-pedagogica.ru раздел Наши Публикации)
  2. Табидзе А.А. Теория и практика генезиса психогенных заболеваний.Журнал
    «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2014, №11, стр.2- 10. ( см. там же)
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
19. 2016 - Табидзе А.А. О критерии оценки психического здоровья