Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

*Наши публикации

НОВАЯ ПАРАДИГМА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 
ИЛИ КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?


Статья в Международном Сообществе специалистов в сфере психического здоровья:
психологов, психиатров, наркологов, психофармакологов, консультантов,
психоаналитиков, психотерапевтов, педагогов, тренеров и социальных работников.


Табидзе А.А.
клинический психолог, доктор физико-математических наук, профессор, член-корр. РАЕН,
директор Научного Центра «Психотерапевтическая педагогика» Минобрнауки РФ,
эксперт международного реестра специалистов по психическому здоровью.
a.a.tabidze@yandex.ru)

Изучается психология Добра и Зла. Рассматривается новая модель психики,
содержащая два бессознательных. Первое бессознательное является
исполнителем инстинкта самосохранения человека, его эгоцентричных проявлений.
Второе – исполнителем инстинкта сохранения вида, его духовных качеств.
Вводится новый психологический численный показатель –
СТЕПЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ,
который является ключом к преимущественному проявлению каждого из этих двух
инстинктов,к победе в человеке Добра или Зла, эгоцентричного или духовного.


ЧТО ТАКОЕ ПАРАДИГМА?
Парадигма - это картина мироздания. Из истории науки мы знаем, что в прошлом,
начиная со второго века, согласно взглядам Птолемея, Земля являлась центром
мироздания, и по этой модели Солнце вращалось вокруг Земли. И только спустя
четырнадцать веков Коперник показал, что это совсем не так, что всё наоборот - 
это Солнце является центром, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы,
включая Землю. Именно в шестнадцатом веке произошла смена парадигмы с геоцентрической
системы Птолемея на новую гелиоцентрическую систему Коперника. Современники
встретили в штыки эту новую парадигму и, отстаивая свои устаревшие взгляды, сожгли
на костре последователя Джордано Бруно.
Понадобилось ещё два столетия, чтобы эта парадигма стала общепризнанной.

А как по поводу психологического мироздания? Ещё в свое время (1904 г.)
великий русский учёный Иван Петрович Павлов говорил в своей нобелевской речи
«Больше всего в жизни нас интересует наше психическое содержание».
И до сих пор это психическое содержание не определено. Существуют два лагеря.
Одна часть психологов придерживается позиции центральной роли Сознания в психике
человека (одночастная модель Мясищева), другая часть – придерживается существования
в психике человека двух независимых, автономных структур – Сознания и Бессознательного
(двухчастная модель Фрейда). В 40-50е годы прошлого столетия имело место мощное как
научное, так и политическое противостояние этих двух моделей.
Хотим этого или нет, но мы вынуждены сейчас вернуться к этому нерешённому до сих пор
вопросу отечественной, советской и мировой психологии. Итак, первая концепция –
Сознание и Бессознательное едины и непрерывны, вторая концепция – Сознание и
Бессознательное автономны и независимы. 

Что в действительности?
Это фундаментальная задача, без решения которой психология не может двигаться дальше.
Как строить здание психологии, когда отсутствует фундамент, когда нет единой теории личности?
Есть только противоречивые друг другу теории, различные концептуальные подходы отдельных
учёных-психологов [1].

Вопрос стоит очень остро. Смотрите сами, что по этому поводу пишет (2008 г.)
патриарх российской и советской психологии Л.Н. Собчик: «Сталкиваясь с незапланированными
ситуациями, вызывающими стресс, человек может утратить частично или ПОЛНОСТЬЮ
контроль рассудка над чувствами. Слетает фасад, передний, поверхностный план Личности,
за которой раскрывается более откровенная Сущность человеческой натуры.
И это всё тот же человек» [2].
Вот с этим положением, что это «всё тот же человек», я позволю себе не согласиться
с Людмилой Николаевной. Если контроль над Сознанием утрачен полностью,
то это не тот же человек, а кто-то другой. Кто это?

В момент аффекта Сознание действительно может отключиться полностью. Но это не кома.
В игру импульсивно и инстинктивно вступает другая структура человека -
Бессознательное (или Сущность).
Какие реакции при этом проявит Сущность - агрессивные или миролюбивые, неизвестно.
Чаще всего неожиданно для Личности - агрессивные.

Но какой бы проступок в этот момент не совершила бы Сущность, ответственность за него
в любом случае придётся нести Личности. И здесь могут быть в одночасье разбитые судьбы,
внезапные тяжёлые разочарования, мгновенно потерянный многолетний труд.

Поэтому, чтобы не допустить таких разрушительных сценариев, у нас есть два пути. 

Первый путь: принять положение, что внутренней Сущности нельзя доверять и, следовательно,
необходимо повысить контроль за ней с целью не допустить её деструктивных проявлений.

Второй путь: создать, воспитать такую собственную миролюбивую Сущность,
которая не требует контроля, ей можно было бы доверять и приятно с ней жить.

Данная статья посвящена решению трех обсуждаемых здесь вопросов.

• Какая модель психологического мироздания является сейчас наиболее распространённой? 
• Какая модель Психики может отвечать в настоящее время био-психо-социо-духовной
парадигме современной психотерапии?
• Какой путь совершенствования Личности является наиболее научно обоснованным и
эффективным, Первый или Второй?

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХИКИ
При решении любой научной задачи необходимо представлять предмет исследования.
Предметом исследования у нас является ПСИХИКА. Покажем вкратце эволюционное развитие
образных представлений психики – рис.1—4.

рис. 1-4 Модели психики.jpg

Более развернуто этот вопрос изложен в наших статьях [3, 4].
Наиболее известной образной моделью является двухчастная модель Фрейда (1923),
представляющая наездника на лошади, подчёркивающая независимость Сознания (Наездник) и
Бессознательного (Лошадь).
Ей противостоит одночастная модель Мясищева (1935) - кентавр,
где Сознание (тело человека по пояс) слито с телом лошади (Бессознательное).
Здесь Сознание и Бессознательное едины и непрерывны. 
Трёхчастная модель учитывает телесные, психофизиологические проявления психики,
принимаемые в неврологии. Впервые на это сопряжение психики и вегето-эндокринных
реакций тела указал проф. Вейн (1994). Поэтому мы в модель Фрейда ввели 3-й элемент -
тележку, которая демонстрирует телесные реакции Бессознательного, и назвали эту модель –
моделью Вейна
И, наконец, четырёхчастная модель Гурджиева (1924): кучер – сознание,
лошадь – бессознательное, карета – тело, Дух – хозяин.
Эту модель он перенял из индийской мифологии.

АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ
Итак, какая модель ближе к действительности? Результаты наших психодиагностических
исследований приводят к следующим наблюдениям [5, 6].

Наблюдение первое. Подтверждается теория академика Вейна А.М. о сопряжённости
физиологических, вегето-эндокринных реакций с эмоциональными состояниями.
Имеет место корреляция психофизиологических дисфункций с психологическими
эмоциональными деформациями.

Наблюдение второе. Психодиагностическое исследование семей - династий: старшие,
родители, их дети, внуки показывают наследственную передачу психофизиологических
(а, следовательно, и психологических) признаков, что подтверждает биологическую природу
личности человека и, таким образом, подтверждается модель Фрейда, что структуру
личности человека составляют две автономные инстанции – сознание и бессознательное. 
Следовательно, мы приходим к справедливости второй концепции –
сознание и бессознательное автономны и независимы.

На основании этих наблюдений из представленных четырёх моделей нами построена
комбинированная модель, учитывающая особенности каждой.
Она представляет, как и требовалось, две автономные инстанции, 
но при этом имеет четыре части (рис.5).
Рис. 5 Модель Табидзе.jpg
Первая инстанция – бессознательное, это физиологически жестко связанные
карета + кентавр + дух = СУЩНОСТЬ и 
вторая инстанция – сознание, интеллект, кучер, наездник (ЛИЧНОСТЬ) (Табидзе А.А., 2016).

СУЩНОСТЬ – это замкнутая система – дух не имеет возможности покинуть салон автомобиля,
ребёнок-кентавр не способен отсоединиться от корпуса автомобиля-тела.

Следует обратить внимание, что автономность СУЩНОСТИ обусловлена наличием
АВТОНОМНОЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, расположенной в теле.
Тела нет ни в модели Фрейда, ни в модели Мясищева. 

КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?
Если в структуре психики мы принимаем два объекта - Личность и Сущность,
Сознание и Бессознательное, то возникает следующая задача: чьё влияние является
превалирующим? Для этого, попытаемся сравнить возраст Сознания и Бессознательного.
Возрастной опыт эволюции психики в бессознательном состоянии (около 500 миллионов лет),
тогда как Сознание возникло значительно позже (только около 500 тысяч лет назад).
То есть, время существования Сознания в процессе общего возраста психики составляет
примерно 0,1% от времени существования Бессознательного [7]. 

Исходя из этого, принимается в расчёт превалирующее влияние Бессознательного на психику
и личность, чем влияние Сознания. Поэтому – Бессознательное – это Базис, а
Сознание – Надстройка. Тогда НАШ ПОДХОД - совершенствование психических качеств
Базиса (Бессознательного, Сущности) будет автоматически приводить к совершенствованию
психических качеств Надстройки (Сознания, Личности).

Это главный тезис психотерапевтической педагогики.

Итак, действительным, но скрытым хозяином дома, является СУЩНОСТЬ.

Близким к нашему выводу пришла группа отечественных учёных под руководством
проф. Анцупова А.Я. [7, стр. 39].Наш вывод отличается от общепринятого,
в психологи до сих пор утверждено мнение, что главным является Сознание, Личность.

НОВИЗНА НАШЕЙ МОДЕЛИ – ДВА БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ
В нашей модели имеет место два бессознательных (ребёнок - кентавр и дух).
Каждое из них мы связываем с действия двух базовых инстинктов человека –
инстинкта сохранения индивида (ИСИ) и инстинкта сохранения вида (ИСВ).
Так мы выходим на обоснование наличия в психике человека двух категорий -
категорий добра и зла, духовного и эгоцентричного. Принципиальное различие
заключено в том, что наиболее широко распространённые сейчас в мире
модели психики Фрейда и Мясищева строятся только на основании инстинкта
самосохранения, а, следовательно, на принципе эгоцентризма.
Духовность здесь только декларируется.

Как будет показано ниже – эти две модели рис. 1 и рис. 5 не противоречат друг другу.
Просто при дисфункциональном психофизиологическом состоянии человека инстинкт
самосохранения за счёт выработки гормонов стресса блокирует, отключает проявление
духа (инстинкта сохранения вида) и авторская модель переходит в модель Фрейда
(точнее, Вейна, рис. 3) с одним инстинктом, инстинктом самосохранения, проявляемого
в виде эгоцентризма.
Представленная четырёхчастная модель соответствует развиваемой в настоящее
время четырёхчастной био-психо-социо-духовной парадигме психотерапии
[8].
Эта наша модель предлагается в качестве создания единой обобщённой теории личности
в психологии, психотерапии и бизнесе.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СУЩНОСТИ
Итак, мы имеем два объекта – Личность и Сущность. Кроме того, Сущность может
содержать как один инстинкт (модель Фрейда-Вейна), так и два инстинкта (модель Табидзе).
Таким образом, возникает следующая задача - это определение психологических качеств
Сущности и определение условий, при которых Сущность теряет или приобретает
инстинкт сохранения вида.

В психотерапевтической педагогике учитывается следующие известные положения: когниции,
мысли, рефлексия, логика – это язык второй сигнальной системы, это продукт Сознания,
Личности. Ощущения, образы, эмоции –это язык первой сигнальной системы,
это продукт Бессознательного, Сущности.

Здесь мы подошли к нескольким принципиальным моментам:
1. У когниций и у эмоций два разных, независимых, автономных источника.
Когниции – продукт коры головного мозга, центральной нервной системы.
Эмоции – продукт подкорки, лимбической системы, относящейся к автономной
вегетативной нервной системе. Поэтому эмоции не поддаются напрямую контролю
Сознания. Следовательно, когниции и эмоции не едины.Они параллельны, но не едины.
И не одновременны.


2. Что возникает раньше как реакция на событие? Мысль или эмоция?
Естественно в эволюционном процессе,до возникновения в психике Сознания,
психика миллионы лет реагировала на внешний мир языком Бессознательного (Сущности) –
ощущениями, образами, эмоциями. Когниций в те времена ещё не было.
Поэтому протокол был простой: событие – эмоция – реакция.
С появлением Сознания, в этот процесс встраиваются когниции (естественно, как надстройка,
после эмоций): событие-эмоция-когниции (логическое осмысление) - реакция.

3. Одним из основных показателей Сущности (Бессознательного) являются ЭМОЦИИ.
Поэтому для определения характеристик Сущности могут быть использованы клинические
или личностные психологические тесты, в которых измеряются эмоциональные факторы.
При этом надо учитывать важную особенность – интеллектуальные, волевые и
коммуникативные факторы тестов – это характеристики Личности, а эмоциональные –
характеристики Сущности.

Выбор подходящих для этих целей тестов невелик.
Это два психолого-медицинских теста - ММИЛ (MMPI) и СМИЛ и психологические
личностные тесты - Айзенк, Большая пятёрка, Кеттелл16PF-187 (вариант А и вариант В),
Шмелёв 16RF-280. При выборе психологических тестов необходимо принимать полярность
эмоциональных факторов с учетом требований клинической психологии.
Нами выбран тест Кеттелла из-за его предельной полноты (16 факторов), наглядности
в авторской интерпретации, оперативности – около 20 мин. и возможности перепроверки
с помощью второго варианта. Из 16 факторов теста Кеттелла нами выбраны
4 следующих эмоциональных фактора – тревожность (- O), напряжённость (- Q4),
подозрительность (- L) и эмоциональная неустойчивость (- C).
В работе [9] нами введено понятие Степени психо-эмоциональной зрелости человека

EQ (Tab) = C + L + O + Q4,
Под этой Степенью может также подразумеваться:
• Стрессоустойчивость,
• Эмоциональный Интеллект,
• Эмоциональный заряд
Рис. 6-9 Зрелая и незрелая личность.jpg
Если диагностируются все 4-е красные фактора (рис.6) и значение EQ отрицательное
( EQ = –17 ), то перед нами эмоционально незрелый человек (с топором в руке) с
дисфункциональной физиологией, гомеостаз которой направлен только на выживание,
на выполнение инстинкта самосохранения (рис. 8). Такой портрет имеют 100% пациентов
клиники неврозов [10] и заключённые пенитенциарной системы [11].

Этот единственный инстинкт не оставляет человеку в момент опасности никакого выбора,
поэтому на агрессивный стимул этот человек неизбежно отвечает агрессивной реакцией.
Единственный рефлекс – ответная агрессия. 

Сокрушительная сила этого рефлекса заключена в том, что он имеет два вида бессознательного
гормонального подкрепления.
Первый – гормональная разовая премия от достижения цели при виде поверженного соперника,
и второй, более мощный, гормональная многоразовая премия от многократного ПРЕДВКУШЕНИЯ
в воображении будущего превосходства [12].

Это согласуется с тем, что Фрейд был вынужден ввести в свою психодинамическую
теорию кроме ЭРОСА (инстинкта удовольствия), ещё и понятие ТАНАТОСа, инстинкта
агрессии и насилия, как специфического удовольствия.
При столкновении интересов эмоционально незрелых людей война неизбежна.

Если диагностируются зелёные факторы – спокойствие (+О), расслабленность (+Q4),
доверчивость (+L), эмоциональная устойчивость (+С) – то перед нами эмоционально
зрелый человек с букетом в руке (рис.7) (EQ = + 12), способный проявить на агрессивный
стимул неагрессивную реакцию, т.е. подставить вторую щёку и, таким образом,
погасить возможный конфликт. Такой человек самодостаточен, состояние специфического
агрессивного удовольствия не возникает и для него понятие ТАНАТОСа отсутствует.
Мы уже писали ранее, что при дисфункциональном психофизиологическом состоянии
человека, представляемом негативными эмоциональными деформациями (рис.6),
инстинкт самосохранения за счёт выработки гормонов стресса в этом состоянии,
блокирует, отключает проявление Духа (инстинкта сохранения вида) и авторская модель
(рис. 9) переходит в модель Фрейда (точнее, Вейна, рис.8) с одним инстинктом,
инстинктом самосохранения, проявляемого в виде эгоцентризма.

Итак, у нас появляется инструмент, который с определённой степенью объективности
может показывать наличие или отсутствие проявления человеком инстинкта сохранения
вида, или другими словами – наличие Духа, нравственного компонента в его структуре.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ДВА ПУТИ
Эмоциональная сфера пока находится за пределами серьёзных интересов психологии.
У факультетов психологии не стоит задача выпускать эмоционально зрелых психологов.

Вплотную к этому стал проявлять интерес - бизнес. Оказалось, что эмоциональная
компетентность позволяет персоналу заметно повысить объём продаж, а руководству
удачно заключать контракты и умело управлять коллективом. 

В России сейчас около 5-и крупных психологических структур, предлагающих бизнесу услуги
по повышению Эмоционального Интеллекта (ЭИ).

Первый путь
Все эти структуры используют концепцию, принятую западными психологами (Майер,
Саловей, Карузо, 2000), что когниции и эмоции едины и непрерывны.
Фактически используется модель Мясищева в чистом виде (рис.2).
Обучающая технология строится в активизации способности контролировать (и осознавать)
свои и чужие эмоции и управлять ими. Это путь совершенствования когнитивной сферы. 

Практическая психология давно стоит на этой западной позиции. Ещё в 1950 году
американский психолог Кеттелл заложил в своём знаменитом диагностическом тесте
требование повышения контроля за внешним миром для достижения успеха через
активизацию напряжённости (- Q4), тревожности (- О) и подозрительности (- L).
Действительно, на первых порах, активизация этих качеств может привести к быстрому
успеху, и поэтому он объявил эти факторы положительными. Но в конечном итоге такого рода 
напряжение и активизация этих клинически негативных факторов неизбежно приводят
к потере здоровья и снижению качества жизни. 
У этой западной модели два основных ограничения.
Первое - при сильных эмоциональных состояниях, аффектах она не работает [13, стр. 79].
И второе – она на не различает конструктивный ЭИ от деструктивного ЭИ.

Второй путь
Наш подход преодолевает ограничения западной концепции. Используется авторская
модель психики (рис.5), в которой когниции и эмоции автономны и независимы.
Наш путь - это путь совершенствования эмоциональной сферы.
Критерий эмоциональной зрелости вводится и для Эмоционального Интеллекта.
Тогда возникает необходимость вводить два понятия Эмоционального Интеллекта –
                                               Конструктивного и Деструктивного.
Носителем конструктивного ЭИ становятся эмоционально зрелые предприниматели и бизнесмены,
деструктивного ЭИ – эмоционально незрелые.
Целеполагание у этих двух групп – различное и эта тема для отдельной большой работы.

Наша обучающая технология достижения эмоциональной зрелости строится противоположно
рекомендациям Кеттелла, в направлении снижения внутренней напряжённости (- Q4) и
повышения расслабленности (+Q4), снижения тревожности (-O) и повышения спокойствия (+ О),
снижения подозрительности (-L) и повышения доброжелательности (+ L).
Это здоровьесберегающая технология. Подробности технологии и её эффективность
представлены в работе [14].

Считается, что истина лежит посередине. Несомненно, совместное использование
этих двух подходов, западного и отечественного, дадут результаты более эффективные,
чем каждый по одиночке.

НОВАЯ ПАРАДИГМА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Наконец мы подошли вплотную к цели нашей работы. Используя модели Фрейда или
Мясищева,  автоматически ставится в центр мироздания психологии эмоционально
незрелая личность, только потому, что в этих двух моделях (рис. 1 и рис. 2)
есть только один инстинкт, инстинкт самосохранения, инстинкт эгоцентрической Сущности.
Фрейд на основе своего громадного клинического опыта работы с больными людьми,
которые по определению были эмоционально незрелыми, сделал заключение,
что инстинктом разрушения обладают все люди, без исключения. Действительно,
его образная модель (рис. 1) полностью отвечает этому утверждению.
Личность может пытаться сознательно строить миролюбивые отношения, но ей этому
всегда будет мешать её агрессивный фундамент. Диагностируемые негативные и
неустойчивые факторы (рис. 6) являются свидетельством неустойчивости этого фундамента.

Наша психодиагностика показывает, что положение Фрейда - ошибочно, этот инстинкт
не является универсальным, он распространяется не на всех людей. Существуют люди (рис. 7),
у которых два инстинкта, на основании которых сущностный, бессознательный, эмоциональный,
психофизиологический отклик может быть другим, неагрессивным. Структура психики этих
людей соответствует авторской модели и центром их мироздания является эмоционально
зрелая личность, опирающаяся на духовную, нравственную Сущность. 

Рис.10-11.jpg
Итак, новая парадигма провозглашает тот факт, что существует мир людей,
центром мироздания которых является эмоционально зрелая Личность,
связанная с духовной Сущностью.
При рассмотрении этих двух центров мироздания, возникает вопрос –
каково соотношение между эмоционально незрелыми и эмоционально зрелыми
сейчас в социуме?


Наши измерения, более 500 человек, показывают –
эмоционально незрелых (EQ(Tab) < -5) около 30%,
промежуточных (EQ(Tab) между -5 и +10) около 55%, и
эмоционально зрелых (EQ(Tab) > +10) около 15%.


В результате бытовых трудностей и влияния СМИ промежуточные, неустойчивые личности
часто начинают примыкать к эмоционально незрелым, и тогда это соотношение
становится 85% к 15%.
Мы видим, что пока это соотношение в пользу эмоционально незрелых.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Первоочередная цель психологии и каждого психолога – изменить это соотношение
в пользу эмоционально зрелых, стать и быть самому в первую очередь эмоционально
зрелым человеком, иметь собственный устойчивый, надёжный эмоциональный фундамент.
Современная психология увлечена задачей интеллектуального совершенствования личности.
При этом, она, не учитывая факта степени эмоциональной зрелости, и не осознавая этого,
часто совершенствует эгоцентрическую личность. Только поставив целью достижение
эмоциональной зрелости каждого психолога, а затем каждого человека в социуме,
современная психология тем самым начнёт решать свою главную задачу –
действительное совершенствование личности.
Отсюда становится понятным послание Серафима Саровского:
«Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Это изречение мы понимаем так: «Стань эмоционально зрелым, и тогда станешь способным
помочь и сделаться эмоционально зрелыми тысячам людей».
Достижение эмоциональной зрелости позволяет человеку приобрести надёжное здоровье,
способность стратегического мышления, стратегического видения, включить дальний свет
на дороге своей жизни, видеть далеко расположенные препятствия («конфликты»)
на дороге своего пути, и тем самым успеть совершить маневр и не наехать на это препятствие. 

Следует упомянуть, что принцип Сущности, как Хозяина и принцип Эмоциональной Зрелости
(«вертолётного видения») уже встроены в государственную политику Сингапура при подборе
госслужащих и помощи молодым семьям [15, стр.547, стр. 120]. 

У эмоционального незрелого человека нет механизма дальнего света, только ближний.
Значит, он тактик, а не стратег, и решает проблемы по мере их возникновения, и он,
как правило, не способен предотвращать их.

Одним из простых признаков скрытой эмоциональной незрелости человека является,
как правило,его сопротивление, нежелание узнать свой эмоциональный портрет,
когда ему предлагают. 

Скрытые эмоционально зрелые, наоборот, с большим интересом включаются в процесс
диагностики и в процесс занятий самосовершенствования.

Возникает серьёзный вопрос – позволительно ли проводить консультирование и
психодиагностику эмоционально незрелым психологам?
В этом случае появляется высокая вероятность переноса своих негативных качеств на клиента. 

Как помочь психологам достичь эмоциональной зрелости? 
И здесь опять пророки направили нам послание, в котором даётся чёткий путь освоения
методики психологической помощи: «Что ж ты смотришь на сучок в глазу ближнего твоего,
если у тебя бревно в глазу?
Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда УВИДИШЬ (курсив мой), как вынуть сучок
из глаза ближнего твоего». (Евангелие. Мтф. Гл.7, часть 3-5).

Используемая нами психологическая диагностика, которая обсуждалась выше, позволяет
объективно определить, есть ли у вас «психологическое бревно» в глазу или нет, и,
если есть, помочь удалить его с помощью нашей психотерапевтической технологии [14]. 

На своём собственном опыте вы УВИДИТЕ, как убираются «брёвна», освоите таким образом
нашу технологию и тогда сможете применять её уже самостоятельно. Всё как в этом послании.

Вот что нам пишут слушатели, прошедшие месячный вебинарный курс
"Эмоциональный Интеллект для психологов или
 Стрессоустойчивость «ПОД КЛЮЧ»
и получившие Аттестат Эмоциональной Зрелости:

«Ситуации, которые вызывали раздражение и недовольство, сейчас никак не отражаются
на моём эмоциональном состоянии. Я в восторге от того, что могу оставаться спокойной и
уравновешенной в любых обстоятельствах».
                                                                                          (Татьяна Калачёва, психолог).

«Во время моих консультаций, мне стало намного легче и нагляднее объяснять людям их корень
проблемы и как её решить».
                                                                                          (Наталья Маяцкая, психолог).

«Для меня в структуре этой модели кроется масса ответов на вопросы, которые просто
не могут возникать у наших современников».
                                                                                          (Надежда Юргина, психолог)


Наш девиз:
«Мир будет лучше, когда эмоционально зрелых станет больше!».


ЛИТЕРАТУРА
1.Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. Основные положения, исследования и применение.,
Изд. ПИТЕР,2016,- 606 с.
2.Собчик Л.Н. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ. Теория и практика психодиагностики. Изд. РЕЧЬ.,
2008, - 622 с.
3.Табидзе А.А. «Образная четырёхчастная модель психики, содержащая два бессознательных».
Психологическая газета. СПб., 7 декабря 2017, https://psy.su/feed/6500/ 
4. Табидзе А.А. «Образная четырёхчастная модель психики, содержащая два бессознательных».
1 марта 2018 г. viewtopic.php?f=126&t=2438 
5. Табидзе А.А. «О возможностях приборной диагностики», Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2010, №4,
стр. 29 -34
6. Табидзе А.А. «О механизмах социальных конфликтов или попытка сопоставления психоаналитической и
психодеформационной концепции личности», Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2015, № 10, стр. 63 – 72.
7. Анцупов А.Я, Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ. Указатель 1050 докторских диссертаций 1935 – 2007 гг. Студия «Этника», 2007, - 232 с.
8. Макаров В.В. Горизонты психотерапии. Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2011, № 10, стр.47 – 53.
9. Табидзе А.А. «Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиций клинической психологии»,
Сетевой журнал «Медицинская психология в России», 2015, № 5.
10. Табидзе А.А., Теория и практика генезиса психогенных заболеваний. Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2014,
№11(143), стр. 2 – 10.
11. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА. Криминолого – психологическое исследование.
Монография. –М., Изд. НОРМА, 2014 г., -368 с.
12. Судаков С.К. «Гипотеза двухступенчатого механизма положительного подкрепления».
Тезисы IV Международной междисциплинарной конференции» Современные проблемы системной регуляции
физиологических функций»,17-18 сентября 2015 г., Москва, - 762 с., (стр. 23-24). 
13. Сергей Шабанов, Алена Алешина. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Российская практика. Москва,
Изд. «Манн, Иванов, Фарбер», 2017, - 426 с.
14. Табидзе А.А. Эффективная краткосрочная (1- 2 месяца) педагогическая технология обучению
стрессоустойчивости и профилактики психогенных заболеваний для широких слоёв населения.
24 марта 2018. viewtopic.php?f=126&t=2441.
15. Ли Кунь Ю., ИЗ ТРЕТЬЕГО МИРА В ПЕРВЫЙ. История Сингапура 1965-2000.,Москва,
Изд. "Манн, Иванов, Фарбер", Издание 4-е,, 2016, -564 с.
Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
29. Табидзе А.А. НОВАЯ ПАРАДИГМА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ, ИЛИ КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН?