Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

*Наши публикации

ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

Табидзе Александр Александрович
(a.a.tabidze@yandex.ru;  tel. +7-985-763-62-30)

Клинический психолог,
член-корреспондент РАЕН, профессор, доктор физико-математических наук,
директор Научного Центра "Психотерапевтическая педагогика" Минобрнауки РФ,
действительный член Общероссийской Профессиональной Психотерапевтической Лиги
(ОППЛ), руководитель модальности,
эксперт Международного реестра специалистов по психическому здоровью
Mental-Health-Russia.


Дополненная и переработанная версия статьи "Новая образная четырехчастная модель
психики как основа единой теории личности в психологии и психотерапии",
опубликованной в Сетевом научно-практическом издании
Антология Российской психотерапии и психологии
Специальный выпуск. 2020. Материалы международного научно-практического конгресса


https://oppl.ru/up/files/vypuski-antologii/attologiya-spect-vyipusk-2020.pdf  стр.208 - 210 


АННОТАЦИЯ. Представлена единая теория психологии личности человека. 

Первая новизна этой теории заключается в представлении новой образной 4-х частной модели психики в виде экипажа, состоящего из кареты (тело), кучера (сознание, интеллект), лошади (бессознательное, эмоции) и хозяина (Духа), который должен управлять всем экипажем. 

Вторая новизна связана с установлением природы хозяина (Духа), а именно с введением в структуру психики не одного (как у З. Фрейда), а двух бессознательных, где первое бессознательное (лошадь) отвечает интересам инстинкта сохранения индивида (ИСИ) - 
 инстинкт самосохранения, а второе (хозяин, дух) - интересам инстинкта сохранения вида (ИСВ).  

Третья новизна связана с введением в практическую психологию нового численного психодиагностического показателя – степени эмоциональной зрелости - критерия, позволяющего отнести человека к эмоционально зрелой личности или к эмоционально незрелой. Показано, что для эмоционально незрелой личности экипажем управляет кучер (интеллект). Хозяин, Дух здесь спит, отключён, заблокирован. Для эмоционально зрелой личности хозяин, Дух бодрствует, и он через кучера (через интеллект) уже сам управляет экипажем  

Четвёртая новизна теории устанавливает, что природа агрессии человека заключена в его эмоциональной незрелости. У такой личности проявлен только один инстинкт – ИСИ. Эмоционально незрелого человека характеризует борьба, противостояние, соперничество, конкуренция, психогенные заболевания, бездуховность. Духовность здесь только декларируется. Природа эмоционально зрелого человека содержит миролюбие, сотрудничество, партнёрство, духовность. У него проявлены два инстинкта – ИСИ и ИСВ. Его характеризует хорошее здоровье, он обладает способностью устанавливать гармоничные отношения в социуме и в личной жизни и ему сопутствует успех в деловой жизни. Найдено, что в современном социуме наблюдается преобладающее число эмоционально незрелых личностей.    

Вводится новое понятие Эмоционального Интеллекта (ЭИ):  конструктивный ЭИ и
деструктивный ЭИ. 

Пятая новизна теории показывает, что современная педагогика и психология, близоруко занята преимущественно совершенствованием интеллектуальных качеств человека в ущерб его эмоциональным качествам. Это привело к мощному кризису в мировой психологии, что отражается высокой напряжённостью на всех ступенях социальной лестницы - от семейной до внутригосударственной и межгосударственной. Россия занимает первое место в мире по разводам. Безудержная компьютерная интеллектуализация социума, мощнейшие и высокоточные средства массового уничтожения людей, нарастающее всесилие искусственного интеллекта (ИИ) подвели человечество к черте самоуничтожения или к сворачиванию под властью ИИ в ближайшее время. Ведущие учёные мира всерьёз обеспокоены срочным поиском выхода из этого кризиса. 

Шестая новизна связана с предложением выхода из этого кризиса. Предлагается в качестве первоочередной задачи психологии и педагогики – совершенствование эмоциональной сферы населения. Для этого создана авторская педагогическая технология (психотерапевтическая педагогика), позволяющая в достаточно короткие сроки способствовать формированию качеств эмоционально зрелой личности у широких слоёв населения, начиная со школьной и студенческой скамьи. 
Представлен критерий профессионализма эмоционально зрелого психолога.
   

Седьмая новизна модели связана с практической проверкой эффективности теории. Приведён пример страны, процветание которой в определённой степени связано с государственными решениями, принимаемыми эмоционально зрелыми ответственными работниками. 

Ключевые слова: образные модели психики, эмоциональная зрелость, единая теория психологии личности, новая парадигма психологии. 


ПОСТАНОВКА ВОПРОСА. 

Представленная единая теория психологии личности является частью новой парадигмы психологии . 

Парадигма — это картина мироздания. Из истории науки мы знаем, что в прошлом, начиная со второго века, согласно взглядам Птолемея, Земля являлась центром мироздания, и по этой модели Солнце вращалось вокруг Земли. И только спустя четырнадцать веков Коперник показал, что это совсем не так, что всё наоборот - это Солнце является центром, вокруг которого вращаются планеты солнечной системы, включая Землю. Именно в шестнадцатом веке произошла смена парадигмы с геоцентрической системы Птолемея на новую гелиоцентрическую систему Коперника. Современники встретили в штыки эту новую парадигму и, отстаивая свои устаревшие взгляды, сожгли на костре последователя Коперника - Джордано Бруно. Понадобилось ещё два столетия, чтобы эта парадигма стала общепризнанной. 

А как по поводу психологического мироздания? Ещё в свое время (1904 г.) великий русский учёный Иван Петрович Павлов говорил в своей нобелевской речи: «Больше всего в жизни нас интересует наше психическое содержание». И до сих пор это психическое содержание не определено.
Существуют два лагеря. Одна часть психологов придерживается позиции центральной роли Сознания в психике человека (одночастная модель Мясищева), другая часть – придерживается существования в психике человека двух независимых, автономных структур – Сознания и Бессознательного (двухчастная модель Фрейда). В 40-50е годы прошлого столетия имело место мощное как научное, так и политическое противостояние этих двух моделей. 

Хотим этого или нет, но мы вынуждены сейчас вернуться к этому нерешённому до сих пор вопросу отечественной, советской и мировой психологии. 

Итак, первая концепция – Сознание и Бессознательное едины и непрерывны, вторая концепция – Сознание и Бессознательное автономны и независимы. Что в действительности? 

Это фундаментальная задача, без решения которой психология не может двигаться дальше, не может развиваться. Как строить здание психологии, когда отсутствует фундамент, когда нет единой теории личности? Есть только противоречивые друг другу теории, различные концептуальные подходы отдельных учёных-психологов [ 1 ]. 

Вопрос стоит очень остро. Смотрите сами, что по этому поводу пишет  
(2008 г.) патриарх российской и советской психологии, проф. Л. Н. Собчик:
«Сталкиваясь с незапланированными ситуациями, вызывающими стресс, человек может утратить частично или ПОЛНОСТЬЮ (курсив мой) контроль рассудка над чувствами. Слетает фасад, передний, поверхностный план Личности, за которой раскрывается более откровенная Сущность человеческой натуры.
Всё (или почти всё), что за долгие годы впитал в себя человек из опыта социального окружения, вдруг рушится и отходит на второй план и проявляется его индивидуальный тип переживания и поведения. И это всё тот же человек» [ 2, стр. 21 ]. 

Вот с этим положением, что это «всё тот же человек», я позволю себе не согласиться с Людмилой Николаевной. Если контроль над Сознанием утрачен ПОЛНОСТЬЮ, то это не тот же человек, а кто-то другой. Кто это? 

В момент аффекта Сознание действительно может отключиться полностью. Но это не кома. В игру импульсивно и инстинктивно (точнее – рефлекторно) вступает другая структура человека - Бессознательное (его Сущность). Какие реакции при этом проявит его Сущность - агрессивные или миролюбивые, неизвестно. Чаще всего неожиданно для самой Личности - агрессивные. 

Здесь следует подчеркнуть важный факт – Бессознательное не несёт ответственности за свои деяния. И какой бы проступок в этот момент не совершила бы Сущность, ответственность за него в любом случае придётся нести Личности. И здесь могут быть в одночасье разбитые судьбы, внезапные тяжёлые разочарования, мгновенно потерянный многолетний труд. 

Поэтому, чтобы не допустить таких разрушительных сценариев, у нас есть два пути.  

Первый путь: принять положение, что внутренней Сущности нельзя доверять и, следовательно, необходимо повысить контроль за ней с целью не допустить её деструктивных проявлений. 

Второй путь: создать, воспитать такую собственную миролюбивую Сущность, которая не требует контроля, ей можно было бы доверять и приятно с ней жить. 

Данная статья посвящена решению нескольких обсуждаемых здесь вопросов. 

- Какая модель психологического мироздания является сейчас наиболее распространённой? 

-   Какая модель может быть основой единой теории личности? 

-   Имеет ли агрессия человека социальное происхождение (воспитание) , или она является наследственным фактором (биология)? 

- Какой путь совершенствования Личности является наиболее научно обоснованным и эффективным, Первый или Второй? 
 

СУЩЕСТВУЮЩИЕ ОБРАЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПСИХИКИ

При решении любой научной задачи необходимо представлять предмет исследования. Предметом исследования у нас является ПСИХИКА. Рассмотрим вкратце эволюционное развитие образных представлений психики. 

Более развернуто этот вопрос изложен в наших статьях [3, 4]. Наиболее известной образной моделью является двухчастная модель Фрейда (1923), представляющая наездника на лошади, подчёркивающая независимость Сознания (Наездник) и Бессознательного (Лошадь). Ей противостоит одночастная модель Мясищева (1935) - кентавр, где Сознание (тело человека по пояс) слито с телом лошади (Бессознательное). Здесь Сознание и Бессознательное едины и непрерывны.  

Трёхчастная модель учитывает телесные, психофизиологические проявления психики, принимаемые в неврологии. Впервые на это сопряжение психики и вегето-эндокринных реакций тела указал проф. Вейн (1994). Поэтому мы в модель Фрейда ввели 3-й элемент - тележку, которая демонстрирует телесные реакции Бессознательного, и назвали эту модель – моделью Вейна.  

И, наконец, четырёхчастная модель Гурджиева (1924): кучер – сознание, лошадь – бессознательное, карета – тело, Дух – хозяин. Эту модель он перенял из индийской мифологии. 
 

АВТОРСКАЯ МОДЕЛЬ ПСИХИКИ. 

Итак, какая модель ближе к действительности? Результаты наших психодиагностических исследований приводят к следующим наблюдениям  

Наблюдение первое. Подтверждается теория академика Вейна А.М. о сопряжённости физиологических, вегето-эндокринных реакций с эмоциональными состояниями. Имеет место корреляция психофизиологических дисфункций с негативными эмоциональными качествами (психологическими деформациями) [5]. 

Наблюдение второе. Психодиагностическое исследование  семей – династий в 3-х поколениях: родители – дети - внуки показывают передачу некоторых психофизиологических (а, следовательно, и психологических) признаков по наследству, что подтверждает биологическую природу личности человека. Человек при рождении не чистый лист бумаги («табула раса»). Некоторые психологические факторы и психофизиологические дисфункции передаются по наследству [1 стр. 312] , [ 5, 6 ]. Таким образом, подтверждается модель Фрейда, что структуру личности человека составляют две автономные инстанции – сознание и бессознательное. Имеются и другие наблюдения независимости сознания и бессознательного [ 7,8 ].
Следовательно, мы приходим к справедливости второй концепции – сознание и бессознательное автономны и независимы.  

На основании этих наблюдений из представленных четырёх моделей нами построена комбинированная модель, учитывающая особенности каждой. Она представляет, как и требовалось, две автономные инстанции, но при этом имеет четыре части (рис.1). 

 C:\Users\Aleksandr\Pictures\МОДЕЛЬ ТАБИДЗЕ.jpg

Рис.1. Модель ТАБИДЗЕ (2016) 

Первая инстанция – бессознательное, это физиологически жестко связанные 
карета + кентавр + дух = СУЩНОСТЬ  

и вторая инстанция – сознание, интеллект, кучер, наездник (ЛИЧНОСТЬ)  
(Табидзе А.А., 2016).  

СУЩНОСТЬ – это замкнутая система – дух не имеет возможности покинуть салон кареты, ребёнок-кентавр не способен отсоединиться от корпуса кареты - тела. 

Следует обратить внимание, что автономность СУЩНОСТИ обусловлена наличием АВТОНОМНОЙ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, содержащейся в теле.
Тела, физиологии нет ни в модели Фрейда, ни в модели Мясищева.   


КТО В ДОМЕ ХОЗЯИН? 

Если в структуре психики мы принимаем два объекта – Сознательную Личность и Бессознательную Сущность, то возникает следующая задача: чьё влияние является превалирующим? Здесь необходимо учесть, что эмоциональная реакция  Бессознательной Сущности на значимый стимул, регистрируемая в подкорке (в лимбической системе) проявляется первой, она опережает когнитивную  реакцию Сознательной Личности , регистрируемой в коре, примерно на 0,2 секунды [ 7 ]. Кроме этого необходимо учесть, что возрастной опыт эволюции психики в бессознательном состоянии составляет около 500 миллионов лет (возраст возникновения психики живого); тогда как Сознание возникло значительно позже, только около примерно 500 тысяч лет назад. То есть, время существования Сознания в процессе общего возраста психики составляет примерно 0,1% от времени существования Бессознательного  [ 9 ].  

Исходя из этих двух аргументов, принимается превалирующее влияние Бессознательного на психику и личность, по сравнению с влиянием Сознания. Поэтому – Бессознательное – это Базис, а Сознание – Надстройка. Тогда наш подход - совершенствование психических качеств Базиса (Бессознательного, Сущности) будет автоматически приводить к совершенствованию психических качеств Надстройки (Сознания, Личности). 

Это главный тезис психотерапевтической педагогики. 

Итак, действительным, но скрытым хозяином дома, является Бессознательная Сущность. 

Близкий к нашему вывод приводится в работах группы отечественных учёных
под руководством проф. Анцупова А.Я. [ 9,стр.39 ], 
известного психотерапевта проф. Курпатова А.В. [ 10 ]. 

Наш вывод отличается от общепринятого, в психологии до сих пор главенствует мнение, что основным и ведущим является Сознание, Личность. 
 

НОВИЗНА НАШЕЙ МОДЕЛИ – ДВА БЕССОЗНАТЕЛЬНЫХ. 

В нашей модели имеет место два бессознательных (первое - ребёнок - кентавр и второе - дух). Каждое из них мы связываем с действием двух базовых инстинктов человека – инстинкта сохранения индивида (ИСИ) и инстинкта сохранения вида (ИСВ). Так мы выходим на обоснование наличия в психике человека двух категорий - категорий Добра и Зла, духовного и эгоцентричного, в простонародье – ангела-хранителя (дух) и змея-искусителя (эго), двух процессов природы – энтропийного и негэнтропийного, структурообразования и деструкции. 

«Психика человека – главное поле боя XXI века. Центральным, системообразующим конфликтом нынешнего столетия является борьба между Добром и Злом в психике каждого из нас [ 9, стр.57 ]». 

Отличительная особенность авторской модели заключена в том, что наиболее широко распространённые сейчас в мире модели психики Фрейда (наездник на лошади) и Мясищева (кентавр) строятся только на основании инстинкта самосохранения, а, следовательно, на принципе эгоцентризма. В этих моделях нет образного представителя духа, духовность здесь только декларируется. 

Как будет показано ниже – авторская модель развивает, дополняет модель Фрейда и они, тем самым, не противоречат друг другу. При дисфункциональном психофизиологическом состоянии человека инстинкт самосохранения за счёт выработки гормонов стресса блокирует, отключает проявление Духа (инстинкта сохранения вида) и авторская модель переходит в модель Фрейда с одним инстинктом, инстинктом самосохранения, проявляемого в виде эгоцентризма. 

Представленная четырёхчастная модель соответствует развиваемой в настоящее время четырёх частной био-психо-социо-духовной парадигме психотерапии [ 11 ]. Эта наша модель предлагается в качестве создания единой обобщённой теории личности в психологии, психотерапии и бизнесе. 


ХАРАКТЕРИСТИКИ СУЩНОСТИ. Итак, мы имеем два объекта – Сознательная Личность и Бессознательная Сущность. Кроме того, Бессознательная Сущность может содержать как один инстинкт (модель Фрейда), так и два инстинкта (модель Табидзе). 

Таким образом, возникает следующая задача - это определение психологических качеств Сущности и определение условий, при которых Сущность теряет или приобретает инстинкт сохранения вида. 

В психотерапевтической педагогике учитывается следующие известные положения: когниции, мысли, рефлексия, логика – это язык второй сигнальной системы, это продукт Сознания, Личности. 

Ощущения, образы, эмоции – это язык первой сигнальной системы, это продукт Бессознательного, Сущности. 

Здесь мы подошли к нескольким принципиальным моментам: 

  1. У когниций и у эмоций два разных, независимых, автономных источника. Когниции – продукт коры головного мозга, центральной нервной системы. Эмоции – продукт подкорки, лимбической системы, относящейся к автономной вегетативной нервной системе ( автономная ВНС). Именно из-за автономности ВНС эмоции не поддаются напрямую контролю Сознания. Следовательно, когниции и эмоции не едины. Они параллельны, но не едины. И оказывается - не одновременны. 

  1. Что возникает раньше как реакция на событие? Мысль, когниция или эмоция? Естественно в эволюционном процессе, до возникновения Сознания, психика миллионы лет реагировала на внешний мир языком Бессознательного (Сущности) – ощущениями, образами, эмоциями, как реакциями на внешние стимулы. Когниций в те времена ещё не было. 
    С появлением Сознания, в этот процесс встраиваются когниции (естественно, как надстройка, после эмоций). 

Это очевидно, т.к. эксперименты по магнитной энцефалографии показывают, что когниции рождаются примерно на 0,2 секунды позже, чем эмоции [ 7 ]. 

Одним из основных характеристик Сущности (Бессознательного) являются ЭМОЦИИ. Поэтому для определения этих характеристик могут быть использованы клинические или личностные психологические тесты, в которых измеряются эмоциональные факторы. При этом надо учитывать важную особенность – интеллектуальные, волевые и коммуникативные факторы тестов – это характеристики Личности, а эмоциональные – характеристики Сущности. 

Выбор подходящих для этих целей тестов невелик. Это два психолого-медицинских теста - ММИЛ (MMPI) и СМИЛ и психологические личностные тесты – Айзенк , Большая пятёрка, Кеттелл16PF-187 (вариант А и вариант В, «Когито –центр» ИП РАН), Шмелёв 16RF-280. При выборе психологических тестов необходимо принимать во внимание полярность эмоциональных факторов с учетом требований клинической психологии. [ 12 ]
Нами выбран тест Кеттелла из-за его предельной полноты (16 факторов), наглядности в авторской интерпретации, оперативности – около 20 мин. и возможности перепроверки с помощью второго варианта В. 

Из 16 факторов теста Кеттелла мы остановились на 4-х следующих эмоциональных факторах – тревожность (- O), напряжённость (- Q4), подозрительность (- L) и эмоциональная неустойчивость (- C). В работе [ 12 ] нами введено понятие Степени Эмоциональной Зрелости человека 

EQ (Tab) = C + L + O + Q4, 

Степень Эмоциональной Зрелости EQ в этом виде может быть представлена также, как:  

- Стрессоустойчивость
- Эмоциональный Интеллект (конструктивный или деструктивный)
- Эмоциональный заряд, энергетический ресурс
- Степень внутренней гармонии
- Степень осознанности

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\01.незрелый человек.jpg

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\02.зрелый человек.jpg

Рис.2. Эмоционально незрелая личность, 
EQ=-17 

Рис.3. Эмоционально зрелая  личность, 
EQ=+12 

Рис.4. Модель ФРЕЙДА – ВЕЙНА. 
Эмоционально незрелая личность. 

Дух отсутствует, он заблокирован
и не слышен  

Рис. 5. Модель ТАБИДЗЕ. 
Эмоционально зрелая личность. 

Дух (инстинкт сохранения вида) присутствует, он открыт и слышен. 


Если диагностируются все 4-е красные фактора (рис.2) и значение EQ отрицательное 
(EQ = - 17), то перед нами эмоционально незрелый человек  (с топором в руке) с дисфункциональной физиологией, гомеостаз которой направлен только на выживание, на выполнение инстинкта самосохранения (рис.4). Такой портрет имеют 100% пациентов клиники неврозов [ 13 ] и заключённые пенитенциарной системы [ 14 ]. 

Этот единственный инстинкт не оставляет человеку в момент опасности никакой свободы выбора, поэтому на агрессивный стимул этот эмоционально незрелый человек неизбежно слепо отвечает агрессивной реакцией. Единственный рефлекс – ответная агрессия. Функция биоробота. 

Сокрушительная сила этого рефлекса заключена в том, что он имеет два вида бессознательного  гормонального подкрепления  физиологического и психологического удовольствия. Первый – дофаминовая разовая премия от достижения цели при виде поверженного соперника, и второй, более мощный, дофаминовая многоразовая премия от многократного ПРЕДВКУШЕНИЯ в воображении будущего превосходства. Двойное действие этого рефлекса описывается как в психофизиологии [ 15 ], так и в психологии [ 16 ].

Вот что по этому поводу пишет проф. Решетников М.М. «Те, кто реализует своё влечение к агрессии отличаются преимущественно примитивным складом личности и не испытывают никакого дискомфорта. Наоборот - они наслаждаются не только реализацией своей агрессии, но даже самим предчувствием её осуществления и ощущениями, сопровождающими фантазии на тему только планируемых агрессивных действий и своего мнимого могущества». Примитивный склад личности – это и есть диагностируемая эмоциональная незрелость. 

Отсюда вытекает фундаментальный вывод – природа агрессии человека в его эмоциональной незрелости, которая, в свою очередь, является следствием несовершенства его биологии, его психофизиологических дисфункций.  

При столкновении интересов эмоционально незрелых людей ВОЙНА НЕИЗБЕЖНА. У них нет свободы выбора, потому что их действия жёстко детерминированы одним инстинктом самосохранения. 

Тогда становится понятным - почему Фрейд был вынужден ввести в свою психодинамическую теорию кроме ЭРОСА (инстинкта чувственного удовольствия), ещё и понятие ТАНАТОСа, инстинкта агрессии и насилия, как специфического удовольствия превосходства и мнимого могущества. 

Если диагностируются зелёные факторы – спокойствие (+О), расслабленность (+Q4), доверчивость (+L), эмоциональная устойчивость (+С) – то перед нами эмоционально зрелый человек с букетом в руке (рис.3 и 5) (EQ = + 12), способный проявить на агрессивный стимул неагрессивную реакцию, т.е. «подставить вторую щёку» и, таким образом, погасить возможный конфликт. Такой человек самодостаточен, состояние специфического агрессивного удовольствия у него не возникает и для него понятие ТАНАТОСа отсутствует. У него есть свобода выбора - или осознанное, взвешенное противостояние, или миролюбивая реакция.  

Итак, у нас появляется инструмент, который с определённой степенью достоверности может показывать наличие или отсутствие проявления человеком инстинкта сохранения вида, или другими словами – наличие Духа, нравственного компонента в его структуре. 


КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. ДВА ПУТИ

Эмоциональная сфера пока находится за пределами серьёзных интересов психологии. У факультетов психологии не стоит задача выпуска эмоционально зрелых психологов. 

Вплотную к этому стал проявлять интерес - бизнес. Оказалось, что эмоциональная компетентность позволяет персоналу заметно повысить объём продаж, а руководству удачно заключать контракты и умело управлять коллективом.  

В России сейчас около 5-и крупных психологических структур, предлагающих бизнесу услуги по повышению Эмоционального Интеллекта (ЭИ). 

Все эти структуры используют концепцию, принятую западными психологами (Майер, Саловей, Карузо, 2000), что когниции и эмоции едины и непрерывны. Фактически используется модель Мясищева в чистом виде (кентавр). Обучающая технология здесь строится на активизации способности контролировать (и осознавать) свои и чужие эмоции и управлять ими. Это путь совершенствования когнитивной сферы. Это Первый путь. 

Практическая психология давно стоит на этой западной позиции. Ещё в 1950 году американский психолог Кеттелл заложил в своём знаменитом диагностическом тесте требование повышения контроля за внешним миром для достижения успеха через активизацию напряжённости (- Q4), тревожности (- О) и подозрительности (- L). 

Действительно, на первых порах, активизация этих качеств может привести к быстрому успеху, и поэтому он объявил эти факторы положительными. Но в конечном итоге такого рода напряжение и активизация этих клинически негативных факторов неизбежно приводят 
 к потере здоровья и снижению качества жизни.  

У этой западной модели два основных ограничения.  
Первое - при сильных эмоциональных состояниях, аффектах (когда сознание (контроль) сужается или отключается) она не работает [17, стр.79].
И второе – управлять зарождением эмоций, которые возникают раньше (на 0,2 сек), чем включается их осознание и оценка, невозможно.  [ 7 ].

Второй путь. Наш подход преодолевает ограничения западной концепции. Используется авторская модель психики (рис.1), в которой когниции и эмоции автономны и независимы. 

Из учёта того факта, что эмоции возникают раньше когниций, вытекает определение эмоционального интеллекта – как интеллекта, уже окрашенного эмоциями. 

Поэтому наш путь – это путь совершенствования эмоциональной сферы.
Критерий эмоциональной зрелости вводится и для Эмоционального Интеллекта.
Тогда возникает необходимость вводить два понятия эмоционального интеллекта – Конструктивного и Деструктивного.
Носителями Конструктивного ЭИ становятся эмоционально зрелые предприниматели и бизнесмены. Носителями Деструктивного ЭИ – эмоционально незрелые.
Целеполагание у этих двух групп – различное и эта тема для отдельной большой работы. Здесь следует упомянуть, что нами найден численный критерий успешности предпринимателей в бизнесе. 

В работе [ 18 ] показано, что предприниматели со степенью эмоциональной зрелости больше или равно (+10) обладают способностью к долгосрочному устойчивому бизнесу; для предпринимателей меньше (+5) такой способности у них нет. И это при близких средних значениях интеллектуальных качеств для обеих групп. Из этих данных вытекает, что эмоциональная зрелость более важный предикт успешности и эффективности предпринимателя, чем его интеллект. 

Наша обучающая технология достижения эмоциональной зрелости строится противоположно рекомендациям Кеттелла, в направлении снижения внутренней напряжённости (-Q4) и повышения расслабленности (+Q4), снижения тревожности (-O) и повышения спокойствия
(+О), снижения подозрительности (-L) и повышения доброжелательности (+ L). Это здоровье сберегающая технология. В основе этой технологии лежат психотерапевтические медитативные практики. Подробности технологии и её эффективность изложены в работе 
[ 21 ]. 

Считается, что истина находится посередине. Несомненно, совместное использование этих двух подходов, западного и отечественного, дадут результаты более эффективные, чем каждый поодиночке. 


НОВАЯ ПАРАДИГМА ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.  

Наконец мы подошли вплотную к цели нашей работы. Используя модели Фрейда (наездник на лошади) или Мясищева (кентавр), автоматически ставится в центр мироздания психологии эмоционально незрелая личность только потому, что эти модели содержат только один инстинкт, инстинкт самосохранения, инстинкт эгоцентрической Сущности. В них отсутствует Дух. 

Фрейд на основе своего громадного клинического опыта работы с больными людьми, которые по определению были эмоционально незрелыми, сделал заключение, что инстинктом разрушения обладают все люди, без исключения. Действительно, его образная модель (наездник на лошади) полностью отвечает этому утверждению. Личность (наездник) может пытаться сознательно строить миролюбивые отношения, но ей этому всегда будет мешать её агрессивный бессознательный фундамент (необъезженная, строптивая лошадь). Диагностируемые негативные факторы (рис.2) являются свидетельством неустойчивости этого фундамента. 

Наша психодиагностика показывает, что положение Фрейда - ошибочно, этот инстинкт не является универсальным, он распространяется не на всех людей. Из нашей концепции вытекает, что существуют люди, у которых два инстинкта, и у которых  бессознательный, эмоциональный, психофизиологический отклик может быть другим, неагрессивным. Структура психики этих людей соответствует авторской модели и центром их мироздания является эмоционально зрелая личность, опирающаяся на духовную, нравственную Сущность.  

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\РИС.JPG

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\РИС.JPG

Рис.5.  Старая парадигма. 

Центр мироздания психологии
- эмоционально незрелая личность,
в основании которой Эгоцентрическая Сущность.

Рис.6.  Новая парадигма. 

Центр мироздания психологии – эмоционально зрелая личность, в основании которой  Духовная Сущность. 

При рассмотрении этих двух групп возникает вопрос – каково соотношение между эмоционально незрелыми и эмоционально зрелыми личностями сейчас в социуме? Итак, новая парадигма провозглашает тот факт, что существует группа людей, центром мироздания которых является эмоционально зрелая Личность, связанная с духовной Сущностью. 

Наши измерения, более 500 человек, показывают – эмоционально незрелых (EQ меньше 0) около 30%, промежуточных (EQ около 0) около 55%, и эмоционально зрелых (EQ больше +10) около 15%. 

В результате бытовых трудностей и влияния СМИ промежуточные, неустойчивые личности часто начинают примыкать к эмоционально незрелым, и тогда это соотношение становится 85% к 15%. 

Мы видим, что пока это соотношение не в пользу эмоционально зрелых. 


ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ – ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. 

Первоочередная цель психологии и каждого психолога – изменить это соотношение в пользу эмоционально зрелых, стать и быть самому в первую очередь эмоционально зрелым человеком, иметь собственный устойчивый, надёжный эмоциональный фундамент. Современная психология увлечена задачами образования,  интеллектуального совершенствования личности. При этом, она, не учитывая факта степени эмоциональной зрелости, и не осознавая этого, часто совершенствует эгоцентрическую личность.  Задачи воспитания эмоциональной структуры человека должны быть превалирующими.  

«Сказать, что мы – психологи не причастны к масштабным и мощным деструктивным процессам, развивающимся в нашем Отечестве, не несём за них своей доли ответственности, было бы малодушием». [ 9, стр. 5 ]

Только поставив целью воспитательную задачу – достижение эмоциональной зрелости каждого психолога, а затем каждого человека в социуме, современная психология тем самым начнёт решать свою главную задачу – действительное совершенствование личности. Отсюда становится понятным послание Серафима Саровского: 

«СПАСИСЬ САМ И ВОКРУГ ТЕБЯ СПАСУТСЯ ТЫСЯЧИ». 

Это изречение мы понимаем так: «Стань эмоционально зрелым и тогда станешь способным помочь достичь эмоциональной зрелости тысячам людей». 

Достижение эмоциональной зрелости позволяет человеку приобрести надёжное здоровье, способность стратегического мышления, стратегического видения, включить дальний свет на дороге своей жизни, видеть далеко расположенные препятствия («конфликты») на дороге своего пути, и тем самым успеть совершить маневр и не наехать на это препятствие. Исследования показывают, что для профессионального психолога, как и для успешного бизнесмена, степень эмоциональной зрелости EQ имеет значения не менее (+10). 

Одним из простых признаков скрытой эмоциональной незрелости человека является, как правило, его сопротивление, нежелание узнать свой эмоциональный портрет, когда ему предлагают.  

Скрытые эмоционально зрелые, наоборот, с большим интересом включаются в процесс диагностики и в процесс повышения своей эмоциональной зрелости. 

Возникает серьёзный вопрос – позволительно ли проводить консультирование и психодиагностику эмоционально незрелым психологам?   
В этом случае появляется высокая вероятность ошибочности интерпретации результатов диагностики и  переноса своих негативных качеств на клиента. 

Как помочь психологам достичь эмоциональной зрелости? 

И здесь опять пророки направили нам послание, в котором даётся чёткий путь освоения методики психологической помощи: 

«Вынь прежде бревно из глаза своего, и тогда УВИДИШЬ (курсив мой), как вынуть сучок из глаза ближнего твоего». (Евангелие. Мтф. Гл.7, часть 3-5). 

В этом изречении ясно видны три шага, необходимые для исполнения современным психологом: первый – определение наличия бревна в собственном глазу, второй – умение удалять это бревно из собственного глаза и третий – используя этот опыт, умение удалять бревно или соринку из глаза своего клиента.  

Используемая нами психологическая диагностика, которая обсуждалась выше, позволяет объективно определить, есть ли у вас «психологическое бревно» в глазу или нет, и, если есть, помочь удалить его с помощью нашей психотерапевтической технологии [ 19 - 21 ]. А также сформировать качества эмоционально зрелого человека. В основе нашей технологи лежат научные, психотерапевтические основы медитативных техник. 

На своём собственном опыте вы УВИДИТЕ, как убираются эти «брёвна», освоите, таким образом, нашу технологию, получите собственный опыт и тогда сможете применять её уже самостоятельно в отношении своих клиентов. Всё как в этом послании. 

Проверка технологии проводилась на базе Московской службы психологической помощи населению. В эксперименте участвовали 31 человек. После проведения курса обучения стрессоустойчивости все пациенты продемонстрировали существенное улучшение качества жизни и количественный рост эмоциональных факторов [ 13 ]. Более 500 человек прошли обучение по этой технологии в нашей онлайн-школе «Стрессоустойчивость «под ключ» с получением объективного диагностического результата до и после курса. Результат представляется примерно так как на рис.2 (до) и рис.3 (после), но для каждого слушателя индивидуально. Время обучения 1-2 месяца. 

Здесь важно отметить, что, как показывают измерения, совершенствование эмоциональных факторов, приводит к улучшению (росту) волевых, коммуникативных и интеллектуальных качеств [ 12, 24 ].  

 
МАСШТАБНЫЙ ПРИМЕР РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. 

Современные законы психологии начинают использоваться в политике некоторых государств. Так, пока спорят учёные, премьер-министр Сингапура Ли Кунь Ю принял, на основе близнецовых исследований американских учёных, близкую к нашей статье научную позицию, что почти 80% личностных качеств человека имеют биологическое происхождение (закладываются природой), а примерно 20% - имеют социально происхождение и являются результатом воспитания [ 22, стр. 120 ]. Исходя из этого, он в  1987 году пригласил  психодиагноста мирового уровня, профессора психологии Лондонского университета Ганса Айзенка с целью проведения масштабного психологического тестирования молодых кандидатов для обновления состава своего правительства [ 22, стр.547 ]. Было установлено, что кандидаты прошедшие этот тест (три фактора - экстраверсия, нейротизм, психопатия), обладают стратегическим мышлением, или, как оно ими называлось – «вертолётным видением». На базе этого профессионального психодиагностического подхода была создана сплочённая правительственная команда, которая внесла существенный вклад в преобразование Сингапура, лишённого каких-либо собственных ресурсов, включая строительный песок и чистую воду, в одну из процветающих стран своего региона и совершившая рывок из «третьего мира в первый». 

Сопоставляя факторы «вертолётного видения» и факторы «эмоциональной зрелости» можно отметить, что эти понятия близки как по смыслу, так и по содержанию, т.к. факторы теста Айзенка входят в состав теста Кеттелла. Следует отметить, что как Кеттелл, так и Айзенк являются сторонниками наследственной передачи некоторых психологических факторов по наследству [ 1, стр.312 ], в частности интеллекта (фактор В) и тревожности (фактор О). 

Здесь следует также отметить, что в свою государственную политику создания Института семьи (Агентство Социального Развития) Ли Кунь Ю также заложил учёт наследственного, биологического принципа происхождения психологических качеств человека
[ 22,стр.121,122 ]. 

В заключении необходимо подчеркнуть большое перспективное значение настоящей работы не только для психологии и педагогики, но и для социума. Очевидно, что социальное напряжение в ряде стран обусловлено возрастающим числом эмоционально незрелых людей. Таким образом, эмоциональная незрелость популяции становится фактором, угрожающим внутренней безопасности нации [ 23-25 ]. Обусловленное этим фактором нарастающее социальное напряжение становится трудно сдерживаемым жёсткими государственным средствами. 

Наиболее обоснованное начало снижения этого социального напряжения –начать с себя, с психологов и социальных работников. Известно изречение: «Хочешь улучшить мир, начни с себя». Поэтому критерий профессионализма психолога, его соответствия профессии, должно оцениваться не только его образованием и должностью, но и степенью его эмоциональной зрелости (желательно, не менее +10). Только в этом случае начинает в нём надёжно включаться инстинкт сохранения вида, инстинкт альтруизма, основа его профессионализма. 

В настоящей статье ранее было показано, что предприниматели имеющие степень эмоциональной зрелости в пределах EQ = (+5) ÷ (+9) обладают способностью к успешному бизнесу.
А для бизнесменов, у которых EQ больше или равно (+10), такая способность, как правило, успешно реализуется на практике [18].  

Точно такие же результаты демонстрируют и психологи.

Автором этой статьи проведено с помощью теста  Кеттелла 16PF-187 тестирование
профессиональных психологов на различных психологических конференциях, Саммитах, психотерапевтических Конгрессах ОППЛ, учебных вебинарах для психологов в интернете.
На основании 65 анкет были выделены три группы эмоционально зрелых психологов с различными степенями EQ : 


НИЗКАЯ                                                                                                                   
СТЕПЕНЬ 
                               0 ……………………..+4 

СРЕДНЯЯ, 
ХОРОШАЯ                             +5……………………...+9 

ВЫСОКАЯ,   
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ     +10 ……………….. ......и выше 

Основной вывод: личностные качества психологов смыкаются с профессиональными. Фактически критерий служебного  соответствия профессии психолога начинается с EQ= +5. 

Высокопрофессиональные психологи, включая психологов высшей квалификационной категории, демонстрируют степень своей эмоциональной зрелости, как правило, 
EQ = (+11) ÷ (+17).  
У автора данной статьи EQ в различные периоды принимает значения в пределах
(+13) ÷ (+16). 

Каждый человек (предприниматель, психолог, социальный работник и др.), желающий быть честным перед самим собой, легко может оценить степень своей эмоциональной зрелости по результатам Теста Кеттелла 16PF-187, в котором должны быть учтены рекомендации клинической психологии [12], и сделать соответствующие выводы. 


ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Предложено ответственным работникам, отвечающим за вектор отечественного развития психологии, педагогики и бизнеса, так и соответствующим профильным кафедрам ВУЗов, организациям и госструктурам обратить внимание на эту научно обоснованную единую теорию психологии личности для достижения эмоциональной зрелости и оздоровления широких масс населения.

Вполне возможно, что в настоящее время возникают предпосылки для осуществления такой новой национальной идеи (2017) как:   

 
«РОССИЯ – СТРАНА ЭМОЦИОНАЛЬНО ЗРЕЛЫХ ЛЮДЕЙ» [ 23 ]. 

P.S. Статья подготовлена для публикации в «Психологической газете» СПб.
  

Автору важна обратная связь, важно мнение коллег по поводу своевременности и актуальности затрагиваемых здесь вопросов.

Автор считает, что широкое обсуждение и дискуссия по материалам этой статьи поможет современной психологии, педагогике, социальной психологии выйти из глубокого методологического кризиса. 
  


ЛИТЕРАТУРА 

1.Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. «ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ». Основные положения, исследования и применение. Изд. ПИТЕР, 2016,- 606 с. 

2.Собчик Л.Н. «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ». Теория и практика психодиагностики. Изд. РЕЧЬ, 2008, - 622 с. 

3. Табидзе А.А. . «Образная четырёхчастная модель психики, содержащая два бессознательных». Психологическая газета. СПб., 7 декабря 2017, https://psy.su/feed/6500/ 

4. Табидзе А.А.  «Новая парадигма психологии личности, или кто в доме хозяин?»  АНТОЛОГИЯ РОССИЙСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОЛОГИИ ВЫПУСК 8    ДОСТИЖЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ Материалы Итогового международного научно-практического конгресса  (Москва, 30 октября – 3 ноября 2019) https://oppl.ru/up/files/vypuski-antologii/antologiya19-v8.pdf 

5. Табидзе А.А. . «О механизмах социальных конфликтов или попытка сопоставления психоаналитической и психодеформационной концепции личности», Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2015, № 10, стр. 63 – 72. 

6. Cattell R.B. «The Scientific  Analisis Of Personaliti». Baltimore. Penguin Books. 1965.  

7. Арндт Трайндл . «НЕЙРОМАРКЕТИНГ». Визуализация эмоций. Изд. Альпина, Москва, 2018, - 114 с. 

8. Табидзе А.А. «ДВА НЕЗАВИСИМЫХ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА. Простая демонстрация». Психологическая газета. СПб , 31 января 2019, https://psy.su/feed/7210/  

9. Анцупов А.Я., Кандыбович С.Л., Крук В.М., Тимченко Г.Н., Харитонов А.Н. «ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ». Указатель 1050 докторских диссертаций 1935 – 2007 гг. Студия «Этника», 2007, - 232 с. 

10. Курпатов А.В. «КРАСНАЯ ТАБЛЕТКА», СПб, ООО «Дом Печати  Изд. Книготорговли «Капитал», 2019, - 352 с. 

11. Макаров В.В. «Горизонты психотерапии». Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2011, № 10, стр.47 – 53. 

12. Табидзе А.А. «Тест Кеттелла и его новая интерпретация с позиций клинической психологии», Сетевой журнал «Медицинская психология в России», 2015, № 5.
http://mprj.ru/archiv_global/2015_6_35/nomer10.php 

13. Табидзе А.А., «Теория и практика генезиса психогенных заболеваний». Журнал «ПСИХОТЕРАПИЯ», 2014, №11(143), стр. 2 – 10. 

14. Антонян Ю.М., Эминов В.Е. «ЛИЧНОСТЬ ПРЕСТУПНИКА». Криминолого – психологическое исследование. Монография. – М., Изд. НОРМА, 2014 г.,-368 с. 

15. Судаков С.К. «Гипотеза двухступенчатого механизма положительного подкрепления». Тезисы IV Международной междисциплинарной конференции» Современные проблемы системной регуляции физиологических функций»,17-18 сентября 2015 г., Москва, - 762 с., (стр. 23-24).  

16. Решетников М.М. «О социально-психологической природе деструктивного поведения». Психологическая газета. СПб. 30 октября 2018 https://psy.su/feed/7097/  

17. Сергей Шабанов, Алена Алешина. «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ. Российская практика». Москва, Изд. «Манн, Иванов, Фарбер», 2017, - 426 с. 

18. Справочник практического психолога. «Психодиагностика» под общ. редакцией С.Т. Посоховой. – М .:АСТ. СПб.: Сова, 2005 – 671с. 

19. Востриков А.А., Табидзе А.А. «Психотерапевтическая педагогика». Книга 2. Курс психотехники. Учебное пособие. Изд. «Продуктивная педагогика», Томск, 2008, - 236 с. 

20. Востриков А.А., Табидзе А.А. «Самозащита от табакокурения и наркотиков». Курс эмоционально-волевой саморегуляции. Учебное пособие для учащихся, учителей и родителей. Изд. «Школа свободного развития». Москва. 2009. -194 с. 

21. Табидзе А.А. «Эффективная краткосрочная (1-2 месяца) педагогическая технология обучения стрессоустойчивости и профилактики психогенных заболеваний для широких слоёв населения»  Сб. научных статей II конгресса «Психическое здоровье человека XXI века, Москва, 5-7 октября 2018,
http://www.mentalhealth-congress.ru/ru/2020/final_documents/materials/   стр. 207 -2010. 

22. Ли Кунь Ю. «ИЗ ТРЕТЬЕГО МИРА В ПЕРВЫЙ». История Сингапура 1965-2000., Изд. «Манн, Иванов, Фарбер», 2016, - 567 с. 

 23. Табидзе А.А. «Психофизиологические и психологические детерминанты личности как основа национальной безопасности». Сборник материалов научно-практической конференции «Безопасность личности, общества и государства в современном мире». Секция геополитики и безопасности РАЕН. Москва, 2 февраля 2017 г.. – 106 с., стр.55 – 62 

24. Табидзе А.А. «Эмоциональная зрелость популяции как фактор внутренней безопасности нации». Материалы Всероссийской междисциплинарной научно-практической конференции «Безопасность социума: стратегические ресурсы обеспечения психологического благополучия и здоровья нации». Секция геополитики и безопасности РАЕН. Москва: РУДН, 28 февраля 2018 г. – 428 стр., стр. 191 – 200 

25. Табидзе А.А. «Психологическая оценка крепости или неустойчивости брака». Материалы Российской научно-практической конференции «Профилактика расстройств поведения: семейный аспект био-психо-социо-духовного подхода» Москва: МАКС Пресс 12 марта 2020 г. – 232 с., стр. 206 – 207 

 

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
31. Табидзе А.А. ЕДИНАЯ ТЕОРИЯ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ