Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

Ерохина Р.К. Курс развивающей эстетики музыкальной выразительности в начальной школе

 КУРС РАЗВИВАЮЩЕЙ ЭСТЕТИКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 

    Курс «Развивающая эстетика музыкальной выразительности» в начальной школе - базовый предмет эстетического образования по проекту ФЭП в начальной школе. Он вы­ступает в комплексе бюджетного и  дополнитель­ного образования и преподаётся вместо известных техник музыкального образования или параллельно. 
     Развивающая эстетика музыкальной выразительности (РЭМВ) - это направление продуктивной педагогики развивающей эстетики (ППРЭ), включающее в себя диагностику способностей к музыке, тренинга этих способностей, последовательного освоения инструментария восприятия и воспроизводства музыки и творческого самовыражения на основе композиции.
     Курс предназначен для формирования музыкальной выразительности, как компо­нента такого свойства личности, как эстетизм, проявляющийся в способности к эстетическому восприятию музыки и её тонкому пониманию,  и позволяющего выразить себя через ритм, мело­дию, компо­зицию, импровизацию.
     Такое самовыражение проявля­ется на основе детской спонтанности в ритмической и мелодийной композиции на синтезаторе в виде импрови­заций, в подборе люби­мых мелодий на слух, в сочинении авторских пе­сен, которые стано­вится способом отражения своих образных и чувст­венных фантазий,  эмоционального состояния, неосознаваемых влечений и порывов души.
     Предлагаемая технология не стремиться отвергать нормы и представления, сложившиеся в музыкальной педагогике, мы лишь вводим два обязательных условия:
1) не образовывать, а воспитывать и развивать способности,
2) в основе воспитания и развития лежит принцип природосообразности.
     Реализация принципа природосообразности в воспитании требует от нас пересмотра некоторых привычных способов достижения конечных целей. Мы формируем музыкальные способности через творческую деятельность ребёнка, которая неизбежно актуализирует потребность проявления таких способностей, и достижения определенных творческих результатов.
     В классической педагогике, не в конкретно музыкальной, любое новое  явление постигается ребёнком по следующей схеме:
1. Знакомство
2. Усвоение
3. Запоминание
4. Воспроизведение.
     Эти четыре этапа умственной деятельности направлены на развитие памяти и усидчивости. Но не все дети способны в течение сорока минут усваивать и воспроизводить. Возникает ряд проблем:
1. Вопрос дисциплины;
2. Проблема оптимизации процесса занятий;
3. Низкая мотивация;
4. Как следствие - неуспеваемость.
     В продуктивной технологии процесс освоения нового также проходит в четыре этапа, но конструктивно иных:
1) презентация; рассказ о новом явлении. Необходимое условие - эмоциональность педагога.                 
2) исследование; проблемная ситуация: а почему это так? А из чего это состоит? А как это можно сделать самим? 
                                                                                                                       
3) конструирование; создание подобного явления для других.                                                                  
4) предъявление;  работа в паре; автор наиболее удачного варианта выступает в роли учителя.   
      Эти этапы деятельности направлены на развитие памяти, творческого мышления, креативности, коммуникативных способностей, эмоциональности. По данной схеме дети способны активно работать в течение урока, не испытывая при этом дискомфорта. Снимается ряд проблем:

  • вопрос дисциплины, т.к. все находятся в творческом поиске и не испытывают потребность в смене деятельности (отвлекаться, шуметь, мешать другим).
  • повышается мотивация к работе. Домашнее задание выполняется с интересом. В работу вовлекаются родители, т.к. ребенок чувствует в себе способность обучить новому других.
  • как следствие - хорошая успеваемость. 
          Данная технология позволяет преподавать курс «Эстетики музыкальной выразительности» педагогу, не имеющему специальное музыкальное образование. Открывается возможность преподавания этого курса учителю начальных классов и воспитателю дошкольного учреждения.

      Курс «Эстетики музыкальной выразительности» основан на продуктивной технологии обучения и, следовательно, требует определенных условий:
1) обучение не менее трех часов в неделю;
2) состав группы не должен превышать 12 - 15 человек.
     
Рассмотрим некоторые особенности образовательной технологии развивающей эстетики музыкальной выразительности.
      РЭМВ как система эстетического образования в начальной школе опирается на целый комплекс педагогик. Это означает, что формирование эстетического образования в рамках пассивного и активного эстетизма предполагает тонкий учет механизмов становления музыкальных навыков, опираясь на естественную природу этих процессов.  С другой стороны педагогический процесс опирается на самостоятельную творческую деятельность ребенка.
      Природосообразность становления музыкальных навыков хорошо видна в палеопсихологии возникновения музыкального искусства. Изначально человек ритмичен: биение сердца, биоритмы, ритмическая цикличность процессов организма - все это естественное доказательство того, что человек ритмичен по природе. Вот почему ребенка не надо обучать ритму, достаточно его развивать и совершенствовать. Другое дело, что не у всех детей ритмичность проявляется сразу. Эту способность необходимо выявлять, тренировать и оттачивать.
      С этой точки зрения нам хотелось бы рассмотреть ту экспериментальную работу, которую мы выполняем в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки (ФЭП).
     
В структуре курса РЭМВ можно выделить две составляющих:
-
творческие инструменты;
- способы их применения в процессе самореализа­ции.
      Инструменты в РЭМВ - это средства,  позволяющие выйти на музы­кальную импровизацию, которая имеет особую притягательность для мо­лодёжи, как способа творческого самовыражения и, как следствие, про­явление эстетической культуры.
      Авторы  курса РЭМВ  выделяют следующие инструменты:

  • Музыкальный вкус.
  • Музыкальная память.
  • Музыкальное воображение.
  • Выразительная жестикуляция.
  • Ритмика.
  • Метроритм.
  • Средства импровизации:
              - музицирование;
              - театрализация;
              - выразительные интонации;
              - звуковысотность;
              - работа с синтезатором;
              - музыкальный конструктор.
         
    Способы применения инструментов в курсе РЭМ в процессе самореа­лизации дают опыт творческого самовыражения. Мы выделяем следую­щие:
  • алгоритмы практического применения творческих инст­рументов.
  • алгоритмы интегрированного, комплексного применения инст­рументов разных курсов РЭ в общем виде творче­ской дея­тельности.


      Интегрированные уроки являются неотъемлемой частью курса РЭМВ.
      Все интегрированные занятия курсов РЭ являются так называе­мой «Творческой лабораторией», где ребята могут проявить себя как ин­дивидуально, так и работая в группе.
      По своей структуре интегрированные уроки были разделены авторами на следующие типы:

  • «Кругосветка»
  • «Турнир»
  • Комплексно-ролевая игра

 

 

   Основное назначение данных уроков - это предоставление возможно­сти детям проявлять себя в той или иной творческой деятельности, де­монстрировать индивидуальные творческие достижения и самовыра­жаться через коллективную деятельность.
      Как формируется портфолио в курсе РЭМ? Портфолио формируется в ходе приобретения детьми индивидуальных творческих достижений в процессе обучения РЭМВ. В него включаются как формируемые способности, так и освоенные на уровне творческого применения инструменты данного курса:
выразительные интонации, музыкальная память, музыкальный вкус, воображение, творческое мышление.
      Музыкальность - компонент такого свойства ядра личности, как эстетизм, проявляющийся в способности к эстетическому восприятию музыки и её тонкое понимание, и творческое самовыражение средствами музыки, позволяющее выразить себя через ритм, мело­дию, компо­зицию, импровизацию.
      Творческое самовыражение в РЭМВ проявля­ется на основе детской спонтанности в ритмической и мелодийной композиции на синтезаторе в виде импрови­заций, в подборе люби­мых мелодий на слух, в сочинении авторских пе­сен, которые стано­вится способом отражения своих образных и чувст­венных фантазий,  эмоционального состояния, неосознаваемых влечений и порывов души.

 

 

    

 

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Развивающая эстетика музыкальной выразительности