КУРС РАЗВИВАЮЩЕЙ ЭСТЕТИКИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Курс «Развивающая эстетика музыкальной выразительности» в начальной школе - базовый предмет эстетического образования по проекту ФЭП в начальной школе. Он выступает в комплексе бюджетного и дополнительного образования и преподаётся вместо известных техник музыкального образования или параллельно. Развивающая эстетика музыкальной выразительности (РЭМВ) - это направление продуктивной педагогики развивающей эстетики (ППРЭ), включающее в себя диагностику способностей к музыке, тренинга этих способностей, последовательного освоения инструментария восприятия и воспроизводства музыки и творческого самовыражения на основе композиции. Курс предназначен для формирования музыкальной выразительности, как компонента такого свойства личности, как эстетизм, проявляющийся в способности к эстетическому восприятию музыки и её тонкому пониманию, и позволяющего выразить себя через ритм, мелодию, композицию, импровизацию. Такое самовыражение проявляется на основе детской спонтанности в ритмической и мелодийной композиции на синтезаторе в виде импровизаций, в подборе любимых мелодий на слух, в сочинении авторских песен, которые становится способом отражения своих образных и чувственных фантазий, эмоционального состояния, неосознаваемых влечений и порывов души. Предлагаемая технология не стремиться отвергать нормы и представления, сложившиеся в музыкальной педагогике, мы лишь вводим два обязательных условия: 1) не образовывать, а воспитывать и развивать способности, 2) в основе воспитания и развития лежит принцип природосообразности. Реализация принципа природосообразности в воспитании требует от нас пересмотра некоторых привычных способов достижения конечных целей. Мы формируем музыкальные способности через творческую деятельность ребёнка, которая неизбежно актуализирует потребность проявления таких способностей, и достижения определенных творческих результатов. В классической педагогике, не в конкретно музыкальной, любое новое явление постигается ребёнком по следующей схеме: 1. Знакомство 2. Усвоение 3. Запоминание 4. Воспроизведение. Эти четыре этапа умственной деятельности направлены на развитие памяти и усидчивости. Но не все дети способны в течение сорока минут усваивать и воспроизводить. Возникает ряд проблем: 1. Вопрос дисциплины; 2. Проблема оптимизации процесса занятий; 3. Низкая мотивация; 4. Как следствие - неуспеваемость. В продуктивной технологии процесс освоения нового также проходит в четыре этапа, но конструктивно иных: 1) презентация; рассказ о новом явлении. Необходимое условие - эмоциональность педагога. 2) исследование; проблемная ситуация: а почему это так? А из чего это состоит? А как это можно сделать самим? 3) конструирование; создание подобного явления для других. 4) предъявление; работа в паре; автор наиболее удачного варианта выступает в роли учителя. Эти этапы деятельности направлены на развитие памяти, творческого мышления, креативности, коммуникативных способностей, эмоциональности. По данной схеме дети способны активно работать в течение урока, не испытывая при этом дискомфорта. Снимается ряд проблем:
-
вопрос дисциплины, т.к. все находятся в творческом поиске и не испытывают потребность в смене деятельности (отвлекаться, шуметь, мешать другим).
-
повышается мотивация к работе. Домашнее задание выполняется с интересом. В работу вовлекаются родители, т.к. ребенок чувствует в себе способность обучить новому других.
-
как следствие - хорошая успеваемость. Данная технология позволяет преподавать курс «Эстетики музыкальной выразительности» педагогу, не имеющему специальное музыкальное образование. Открывается возможность преподавания этого курса учителю начальных классов и воспитателю дошкольного учреждения.
Курс «Эстетики музыкальной выразительности» основан на продуктивной технологии обучения и, следовательно, требует определенных условий: 1) обучение не менее трех часов в неделю; 2) состав группы не должен превышать 12 - 15 человек. Рассмотрим некоторые особенности образовательной технологии развивающей эстетики музыкальной выразительности. РЭМВ как система эстетического образования в начальной школе опирается на целый комплекс педагогик. Это означает, что формирование эстетического образования в рамках пассивного и активного эстетизма предполагает тонкий учет механизмов становления музыкальных навыков, опираясь на естественную природу этих процессов. С другой стороны педагогический процесс опирается на самостоятельную творческую деятельность ребенка. Природосообразность становления музыкальных навыков хорошо видна в палеопсихологии возникновения музыкального искусства. Изначально человек ритмичен: биение сердца, биоритмы, ритмическая цикличность процессов организма - все это естественное доказательство того, что человек ритмичен по природе. Вот почему ребенка не надо обучать ритму, достаточно его развивать и совершенствовать. Другое дело, что не у всех детей ритмичность проявляется сразу. Эту способность необходимо выявлять, тренировать и оттачивать. С этой точки зрения нам хотелось бы рассмотреть ту экспериментальную работу, которую мы выполняем в рамках деятельности федеральной экспериментальной площадки (ФЭП). В структуре курса РЭМВ можно выделить две составляющих: - творческие инструменты; - способы их применения в процессе самореализации. Инструменты в РЭМВ - это средства, позволяющие выйти на музыкальную импровизацию, которая имеет особую притягательность для молодёжи, как способа творческого самовыражения и, как следствие, проявление эстетической культуры. Авторы курса РЭМВ выделяют следующие инструменты:
-
Музыкальный вкус.
-
Музыкальная память.
-
Музыкальное воображение.
-
Выразительная жестикуляция.
-
Ритмика.
-
Метроритм.
-
Средства импровизации: - музицирование; - театрализация; - выразительные интонации; - звуковысотность; - работа с синтезатором; - музыкальный конструктор. Способы применения инструментов в курсе РЭМ в процессе самореализации дают опыт творческого самовыражения. Мы выделяем следующие:
-
алгоритмы практического применения творческих инструментов.
-
алгоритмы интегрированного, комплексного применения инструментов разных курсов РЭ в общем виде творческой деятельности.
Интегрированные уроки являются неотъемлемой частью курса РЭМВ. Все интегрированные занятия курсов РЭ являются так называемой «Творческой лабораторией», где ребята могут проявить себя как индивидуально, так и работая в группе. По своей структуре интегрированные уроки были разделены авторами на следующие типы:
-
«Кругосветка»
-
«Турнир»
-
Комплексно-ролевая игра
Основное назначение данных уроков - это предоставление возможности детям проявлять себя в той или иной творческой деятельности, демонстрировать индивидуальные творческие достижения и самовыражаться через коллективную деятельность. Как формируется портфолио в курсе РЭМ? Портфолио формируется в ходе приобретения детьми индивидуальных творческих достижений в процессе обучения РЭМВ. В него включаются как формируемые способности, так и освоенные на уровне творческого применения инструменты данного курса: выразительные интонации, музыкальная память, музыкальный вкус, воображение, творческое мышление. Музыкальность - компонент такого свойства ядра личности, как эстетизм, проявляющийся в способности к эстетическому восприятию музыки и её тонкое понимание, и творческое самовыражение средствами музыки, позволяющее выразить себя через ритм, мелодию, композицию, импровизацию. Творческое самовыражение в РЭМВ проявляется на основе детской спонтанности в ритмической и мелодийной композиции на синтезаторе в виде импровизаций, в подборе любимых мелодий на слух, в сочинении авторских песен, которые становится способом отражения своих образных и чувственных фантазий, эмоционального состояния, неосознаваемых влечений и порывов души.
|