ПУТИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ЭЛИТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ
А.А.Востриков, д.пед.н., проф.
Современное элитное образование потому называется элитным, что оно может и должно формировать интеллектуальную и духовную элиту нации. Оно это должно делать для России лучше, чем могут делать для российских детей заграничные элитные школы. Для этого у него есть все возможности. Какие?
Элитные школы - гимназии и частные школы имеют большие финансовые возможности за счёт высокой родительской платы. Элитные школы концентрируют у себя и сохраняют интеллектуально развитых и инновационно ориентированных учителей, поскольку в обычных школах умные и инновационно активные учителя давно убежали из сферы образования туда, где больше платят и можно творчески реализовать себя.
Этот побег хорошо заметен на ежегодных сессиях федеральных площадок. Если 7 лет назад на этих сессиях бурлила активная педагогическая общественность, кулуарная жизнь, активно проявлялись возмущение и несогласие с предлагаемыми путями развития школьного образования, то на сессии в 2005 г. автор в основном наблюдал доминирование школьной администрации, которой для каких-то местных политических нужд нужен статус федеральной площадки.
Есть ещё один важный мотив, стимулирующий процесс реформирования элитной школы. Это справедливая претензия интеллектуальной общественности к тому, что многие частные школы берут большие деньги за образование детей, а дают такое же образование, как и общеобразовательные школы, только увеличивая количество учебных предметов и улучшая качество пребывания ребёнка в школе. Если обобщить критику в адрес этих школ, то именно к этому она сводится.
По этим показателям частные школы можно разделить на элитарные и элитные.
Элитарные школы стремятся только повышать качество обслуживания ребёнка при сравнительно не высоком уровне стандартного образования. Многих родителей это удовлетворяет.
Элитные школы направлены на организацию современного образования нового типа, формирующего всесторонне развитую личность ребёнка, и набор важнейших жизненных компетентностей, обеспечивающих легкое и свободное освоение выпускниками школы любых социально значимых и хорошо оплачиваемых профессий.
У элитных школ большое будущее, не смотря на то, что в России государство и местная администрация к частным школам очень плохо относится и делает всё, чтобы затруднить их деятельность. Сказывается отрыжка советского образа мыслей.
На Украине частные школы достаточно развиты и в ряде крупных городов их количество достигает трети всех общеобразовальных школ.
Почему за элитными школами будущее?
Имеется ряд преимуществ.
1-е преимущество. Частная школа не связана предписаниями Министерства, регламентирующими содержание, методы обучения через навязываемые им учебники, и это даёт возможность экспериментально отрабатывать новейшие образовательные технологии и отбирать наиболее перспективные.
С недавнего времени в государственных школах этой возможности нет. Не следует забывать о том, что массовый учебник - это большой бизнес, на котором кормятся чиновники в Министерстве и на местах. Авторы для этого постоянно отстёгивают часть довольно значительной прибыли. На этом легко формируется связь между чиновниками и одними и теми же авторами, которые создают монопольный клуб допущенных к образованию систем, и посторонним войти в этот клуб очень трудно. Пройти сертификацию в Министерстве настолько сложно, что каждый, кто попробовал это со стороны, зарёкся больше не повторять этих попыток.
Нужно помнить одну истину - лучший эксперт новой образовательной технологии - это сообщество педагогов-исследователей в инновационных школах, коллективное мнение которых даёт объективную оценку той или иной новой технологии. Элитные школы могли бы быть такими коллективными экспертами.
2-е преимущество. Частным школам объективно необходимо формировать своё лицо и доказать, что образование, которое они дают, на порядок выше того, что могут дать лучшие государственные школы. У них для этого есть финансы и людские ресурсы. Нужно только найти образовательные технологии, которые способны давать такое образование. Какое это должно быть образование?
Современная жизнь требует от выпускника школы хорошей адаптации к постоянно меняющимся условиям, умения самостоятельно учиться, быстро переучиваться и овладевать необходимыми для ценного работника компетенциями, обладания креативным, или как сейчас говорят, инновационным мышлением, умения вызывать у окружающих симпатию и желание совместной деятельности. Такое образование может дать только образование, ориентированное на всестороннее развитие творческой личности ребёнка.
3-е преимущество. Частные школы и гимназии могут и должны стать источником формирования новой школьной педагогики, потому что ещё сохранили дух инновации и имеют возможность её осуществлять. Но это надо делать профессионально, т.е. на основе грамотно поставленного теоретического и экспериментального исследования в рамках современной практико-ориентированной дидактики. Такие исследования, как правило, заканчиваются разработкой готового для применения в школе образовательного продукта, а выполненная работа должна быть оформлена в диссертационное исследование и защищена. Так в элитных школах могут и должны появиться кандидаты и доктора педагогических наук, которые создают педагогику этих школ. Со временем эти школы станут маяками новейших образовательных систем, которые постепенно будут перетекать в массовую государственную школу.
Элитная школа должна сделать ориентацию именно на такое развитие, самостоятельно разрабатывая новейшие образовательные технологии и увеличивая в своих рядах количество ученых - разработчиков новых образовательных технологий. Нужно помнить, что, имея несколько авторских эффективно работающих технологий, можно ими обмениваться с другими авторами и школами, расширяя педагогический арсенал собственной школы.
Советская, а затем Российская педагогика занималась не только теоретическими исследованиями, далёкими от школьного образования. Было много ученых, которые разрабатывали новые инновационные образовательные системы. Автор принадлежит к их числу. Сохранились энтузиасты реальной перестройки школы, которые хотят сделать отечественную школу такой, какой она должна быть и умеют это делать. На современном этапе развития школьного образования это можно достичь, только развивая педагогику элитных школ. Государственные школы смогут выйти на этот уровень возможностей лет через 20 - 25, когда нас уже не будет. Поэтому мы создали Международный Центр психопедагогики, продуктивной педагогики и педагогической психотерапии, как дидактическую фирму, выполняющую две функции:
- разработку теории и технологии инновационных направлений школьного образования;
- разработку готовых образовательных продуктов на их основе и их распространение.
Мы не зависим от государственного финансирования и зарабатываем деньги за счёт продажи наших разработок.
Используя ресурсы вузов, в которые работают члены нашего Центра, открывается заочная дистанционная аспирантура для педагогов-исследователей - учителей элитных школ и гимназий. Также создаются условия для разработки действительно необходимых для этих школ образовательных продуктов, и организовывается ярмарка по обмену такими продуктами или их продажей тем школам, которые только приступают к обновлению своего содержания и методов на основе продуктивных технологий образования.
Центр проводит подготовку учителей по новым образовательным технологиям в рамках дистанционного обучения.
Одним из образовательных направлений, соответствующим современным требованиям всестороннего развития творческой личности ребёнка, является система продуктивного элитного образования «Школа свободного развития», теоретические и технологические особенности которой описаны в монографии автора: Востриков А.А. Система продуктивного элитного образования «Школа свободного развития». Методология, теория и технология. Монография. Изд-во «Продуктивная педагогика», 2006, - с 250., с содержанием которой можно познакомиться, скачав его с портала института.
|