ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГА КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО МИКРОКЛИМАТА В ШКОЛЕ А.А.Табидзе Московский Педагогический Университет
Оглядываясь на начало своей трудовой деятельности и, задавая себе вопрос - почему я выбрал свою профессию педагога - физика, то обнаружил, что в основном, на мой выбор в сильной мере повлиял авторитет моих школьных учителей физики и математики. По сравнению с другими учителями эти два учителя - Бичико Артёмович Чакаберия и Аделаида Леонтьевна Капба выделялись своим спокойствием, уравновешенностью, трезвым взглядом, отсутствием раздражительности, безопасностью. Это обнаруживалось в их походке, улыбке, неторопливой речи, доброжелательной интонации, спокойным, но при этом требовательным отношением. Весь класс к ним тянулся. Между ними и нами отсутствовало эмоциональное напряжение. Мы их не боялись и при этом глубоко уважали. И своё отношение пытались проявить интересом к предмету. О положительном влиянии авторитета учителей на последующую жизнь своих учеников я часто слышал также от своих коллег. Вполне возможно, что и у вас лично имеются такие же воспоминания о некоторых ваших школьных учителях. Обобщая все эти наблюдения, можно сделать заключение, что школьные предметы в большой степени персонифицированы, и любовь к предмету часто является следствием отношения к преподавателю. Отсюда вывод - сама личность и авторитет преподавателя являются мощным, а может быть и главным воспитывающим фактором. Однако практика показывает: такие природные уравновешенные человеческие качества встречаются у педагогов не так часто. В современных условиях эти качества чрезвычайно востребованы. Например, на рынке труда потребности в таких личностных качествах сейчас уже сравнялись с профессиональными, а иногда личностные качества ценятся выше профессиональных. При приёме на работу повсеместно проводится психологическое тестирование на качество эмоциональной устойчивости, которое и обеспечивает здоровый микроклимат в коллективе. И даже если при собеседовании вы смогли произвести хорошее впечатление на начальника отдела кадров, то ваш личностный тест Кеттела или MMPI не даст его обмануть. И если вы хотите быть конкурентоспособными по своим психологическим качествам на рынке «коммуникативных» профессий, куда входит и педагогика, то предлагаю ознакомиться с моим опытом. Итак, возникает вопрос: если природа не одарила человека уравновешенным характером, то можно ли выработать такие качества самостоятельно и насколько они могут быть устойчивыми? Да, можно. И этот ответ опирается на более чем 20-летний опыт самостоятельной работы над собой и опыт работы слушателей семинаров личностного роста, проводимых мной в разное время и с разной аудиторией. Методика самостоятельных занятий основана на курсе «Человековедение», созданном профессором Востриковым Андреем Андреевичем ещё в 1987 году, 20 лет назад. Решение обсуждаемой проблемы эмоциональной устойчивости вытекает из постановки следующих двух задач: 1. Педагоги не владеют психотехническими методами быстрого восстановления сил. Поэтому даже выдержанные преподаватели при частых стрессовых ситуациях, сопровождающихся высоким эмоциональным напряжением, быстро достигают психической усталости и уже не имеют сил демонстрировать свою выдержку, что и приводит к деформации межличностных отношений. 2. Педагоги не владеют психотехническими методами выработки у себя новых конструктивных поведенческих навыков. Поэтому педагоги мирятся, а точнее закрывают глаза, на наличие у них таких собственных деструктивных навыков, как раздражительность, конфликтность, обидчивость, а в некоторых случаях, гнев и мстительность.
Решение первой задачи - быстрое восстановление сил обеспечивается следующим образом. Мы используем разработанный нами CD аудио-тренажёр №1 «Расслабление и релаксация». Это готовый инструмент, специальная аутогенная тренировка. Сначала, в течение 2-3 месяцев, вы пользуетесь им систематически, ежедневно, дома или на работе ; потом - при первых признаках усталости и раздражения. В дальнейшем, как только человек, педагог, чувствует себя усталым или раздражительным, он находит себе место, где его никто бы не потревожил в течение 30 минут, надевает наушники, и пассивно слушает. Через полчаса силы восстанавливаются, и тогда чаще всего, человек может адекватно реагировать на жизнь. Мы не даём рекомендации, не даём советов, а даём в руки конкретный инструмент быстрого восстановления сил. Слышу возгласы: «Где же в школе найти тихое место, где взять эти полчаса?» Ответ такой: «Кто хочет быть здоровым и успешным - ищет средства, кто не хочет - ищет причины». В содержании аутогенной тренировки собран опыт и лучшие достижения современной педагогики, психологии и психотерапии. Но не это главное. Главное - это выработать навык систематического ежедневного использования аудио-тренажёра. Тогда будет результат. И цель моего доклада - привлечь вас к выработке этого навыка. У современного культурного человека ещё с детства выработался навык гигиены тела - ежедневной чистки зубов, систематический душ, мытьё рук перед едой, чистая опрятная одежда. Культурный человек не мирится с грязью тела и при первой же возможности он принимает меры. То есть навык гигиены тела действует автоматически. И в нашем случае полная аналогия. В течение дня накапливается психическое напряжение («психическая грязь») и «её» систематически надо снимать. Переходя на бытовой язык - «душу надо чистить». Сна недостаточно. Требуется навык гигиены душевного состояния, и его необходимо вырабатывать как обязательный элемент современной культуры. И если вы систематически не осуществляете эту психогигиену, то ваши знания о пользе аутогенной тренировки мертвы и бессмысленны. Вы можете вспомнить, как в фильме «Семнадцать мгновений весны» Штирлиц при возвращении в Берлин съезжает на обочину, закрывает глаза и входит в аутогенное состояние. Диктор говорит, что он проснётся через 20 минут, и свежий, полный сил поедет дальше выполнять государственное задание. Здесь же диктор говорит, что такую способность быстрого восстановления сил Штирлиц вырабатывал у себя годами тренировок. По тем методическим рекомендациям, которые представлены во многих справочниках, статьях и энциклопедиях для освоения аутогенного состояния действительно требуются месяцы и годы. Самостоятельное проговаривание этих текстов и явилось непреодолимым барьером для массового освоения метода и фактически привело к его забвению. С помощью же нашего аудио-тренажёра аутогенное состояние достигается с первого раза. Эта аутогенная тренировка создана профессором А.А.Востриковым и мною на основе курса «Человековедение» [1]. И прошла за это время (с 1987года) длительную апробацию. В 2003 году она рекомендована к массовому использованию Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ [2]. Я давно выработал у себя навык систематического использования этих аутогенных тренировок. Например, в конце дня, перед уходом с работы домой, я часто в своём кабинете надеваю наушники, и после прослушивания, через полчаса, отправляюсь домой. Очень важно в семью приходить энергичным и бодрым, а не пустым и выжатым ,как часто это бывает у некоторых. Или перед важной встречей я прослушиваю аутогенную тренировку. После этого все заботы дня временно отодвигаются на второй план, и я настраиваюсь на тему встречи. Или, как Штирлиц, если я долго нахожусь за рулём и начинаю испытывать первые признаки сонливости - то сразу съезжаю на обочину, включаю АТ и через 12 минут, по укороченной программе, снова на дороге могу быть собранным и внимательным. При сформированном навыке систематического прослушивания аудио-тренажёра вами достигаются две цели: Во-первых - вы всегда свежий, отдохнувший, а следовательно, адекватный и вызывающий доверие человек. А, во-вторых - вы становитесь менее подверженным различным психосоматическим заболеваниям. Перечень их достаточно обширный. Например, такие сердечно-сосудистые заболевания как стенокардия, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, головная боль, мигрень часто могут быть следствием хронических стрессовых состояний. Этот перечень можно продолжить заболеваниями желудочно-кишечного тракта, таких как, гастрит, язвенная болезнь желудка, 12-перстной или прямой кишки. Снижение гормонального фона, обусловленное хроническим нервным напряжением, часто приводит к эндокринным, гинекологическим и андрологическим проблемам. И этот перечень можно продолжать ... Итак, настоящий профессионализм в современных условиях требует от педагога не только ежедневной подготовки к занятиям, но и ежедневных мер быстрого восстановления сил. В противном случае, накопленная усталость переходит в синдром эмоционального выгорания или синдром хронической усталости, о которых сейчас много пишут и говорят.
Рассмотрим вторую часть проблемы. Что делать, если у вас присутствуют такие негативные навыки как обидчивость, раздражительность, гнев и т.д., то есть те навыки, которые недопустимы для проявления в педагогической среде. Для этого у нас разработан ещё один обучающий аудио-тренажёр №2. Он называется «Уравновешенность и устойчивость к стрессу» [3]. В нём даётся техника самопрограммирования новых конструктивных навыков реагирования [4,5]. В этом аудио-тренажёре отрабатываются три таких приёма:
- приём осмысления эмоциональной устойчивости, возникающий в состоянии релаксации;
- приём присвоения нужного качества эмоционального реагирования путём подражания и перевоплощения в того или иного героя;
- приём мысленного проигрывания нового эмоционального реагирования.
Обсуждение этого аудио-тренажёра №2 выходит за рамки настоящего доклада и может быть темой последующих докладов. Тексты этих аудио-тренажёров представлены на сайте http://www.relax-cd.ru/, и желающие могут с ними ознакомиться и использовать в своей жизнедеятельности. В заключение следует сказать, что только систематическая психогигиена является основой эмоциональной устойчивости педагога. Именно этот навык «чистки души» вырабатывает иммунитет к синдрому эмоционального выгорания и обеспечивает поддержание здорового микроклимата в школе.
Литература:
1.А.А. Востриков, А.А. Табидзе. Компакт-диск «Аутогенная тренировка №1 (базовая). Расслабление и релаксация» Лицензионное соглашение Российского Авторского Общества № 1611 от 14.08.2001г. 2.А.А. Табидзе. Музыкотерапевтические программы и аутогенные тренировки./ Оздоровительные и диагностические технологии восстановительной медицины. Многотомный справочник - Под ред. Член-кор. РАМН А.Н. Разумова - М.: ООО «АльянсИнвест», 2003, с.142. 3.А.А. Табидзе. Компакт-диск «Аутогенная тренировка №2. Уравновешенность и устойчивость к стрессу». Лицензионное соглашение Российского Авторского Общества № 1610 от 14.08.2001 4.А.А. Табидзе. Аудио-тренажёры личностного роста. Материалы II национальной научно-практической конференции «Психология образования», Москва ,13-15 декабря 2005г., стр.270 5.А.А. Табидзе. Профессиональная саморегуляция педагога - путь преодоления «эмоционального выгорания». Материалы III национальной научно-практической конференции «Психология образования», Москва ,12-14 декабря 2006г., том 2, стр.98.
|