Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

02. 2008 - Табидзе А.А. "Проблема эмоциональной устойчивости педагога..."

  ПРОБЛЕМА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПЕДАГОГА
КАК ОСНОВА ЗДОРОВОГО МИКРОКЛИМАТА В ШКОЛЕ
 
                                        А.А.Табидзе
Табидзе А.А.Московский Педагогический Университет

     Оглядываясь на начало своей трудовой деятельности и, задавая себе вопрос - почему я выбрал свою профессию педагога - физика, то обнаружил, что в основном, на мой выбор в сильной мере повлиял авторитет моих школьных учителей физики и математики. 
     По сравнению с другими учителями эти два учителя - Бичико Артёмович Чакаберия и Аделаида Леонтьевна Капба выделялись своим спокойствием, уравновешенностью, трезвым взглядом, отсутствием раздражительности, безопасностью. 
     Это обнаруживалось в их походке, улыбке, неторопливой речи, доброжелательной интонации, спокойным, но при этом требовательным отношением. 
     Весь класс к ним тянулся. Между ними и нами  отсутствовало эмоциональное напряжение. Мы их не боялись и при этом глубоко уважали. И своё отношение пытались проявить интересом к предмету. 
     О положительном влиянии авторитета учителей на последующую жизнь своих учеников я часто слышал также от своих коллег. 
     Вполне возможно, что и у вас лично имеются такие же воспоминания о некоторых ваших школьных учителях. 
     Обобщая все эти наблюдения, можно сделать заключение, что школьные предметы в большой степени персонифицированы, и любовь к предмету часто является следствием отношения к преподавателю. 
     Отсюда вывод - сама личность и авторитет преподавателя являются мощным, а может быть и главным воспитывающим фактором. 
     Однако практика показывает: такие природные уравновешенные человеческие качества встречаются у педагогов не так часто. В современных условиях эти качества чрезвычайно востребованы. 
     Например, на рынке труда потребности в таких личностных качествах сейчас уже сравнялись с профессиональными, а иногда личностные качества ценятся выше профессиональных. 
     При приёме на работу повсеместно проводится психологическое тестирование на качество эмоциональной устойчивости, которое и обеспечивает здоровый микроклимат в коллективе. 
     И даже если при собеседовании вы смогли произвести хорошее впечатление на начальника отдела кадров, то ваш личностный тест Кеттела или MMPI не даст его обмануть. 
     И если вы хотите быть конкурентоспособными по своим психологическим качествам на рынке «коммуникативных» профессий, куда входит и педагогика, то предлагаю ознакомиться с моим опытом. 
     Итак, возникает вопрос: если природа не одарила человека уравновешенным характером, то можно ли выработать такие качества самостоятельно и насколько они могут быть устойчивыми? 
     Да, можно. И этот ответ опирается на более чем 20-летний опыт самостоятельной работы над собой и опыт работы слушателей семинаров личностного роста, проводимых мной в разное время и  с разной аудиторией. 
     Методика самостоятельных занятий основана на курсе «Человековедение», созданном профессором Востриковым Андреем Андреевичем ещё в 1987 году, 20 лет назад. 
     Решение обсуждаемой проблемы эмоциональной устойчивости вытекает из постановки следующих двух задач:
1. Педагоги не владеют психотехническими методами быстрого восстановления сил. 
 Поэтому даже выдержанные преподаватели при частых стрессовых ситуациях, сопровождающихся высоким эмоциональным напряжением, быстро достигают психической усталости и уже не имеют сил демонстрировать свою выдержку, что и приводит к деформации межличностных отношений.
2. Педагоги не владеют психотехническими методами выработки у себя новых конструктивных поведенческих навыков. Поэтому педагоги мирятся, а точнее закрывают глаза, на наличие у них таких собственных деструктивных навыков, как раздражительность, конфликтность, обидчивость, а в некоторых случаях, гнев и мстительность. 

      Решение первой задачи - быстрое восстановление сил обеспечивается следующим образом. 
      Мы используем разработанный нами CD аудио-тренажёр №1 «Расслабление и релаксация».  Это готовый инструмент, специальная аутогенная тренировка. 
     Сначала, в течение 2-3 месяцев, вы пользуетесь им систематически, ежедневно, дома или на работе ; потом - при первых признаках усталости и раздражения. 
     В дальнейшем, как только человек, педагог, чувствует себя усталым или раздражительным, он находит себе место, где его никто бы не потревожил в течение 30 минут, надевает наушники, и пассивно слушает. Через полчаса силы восстанавливаются, и тогда чаще всего, человек может адекватно реагировать на жизнь. 
     Мы не даём рекомендации, не даём советов, а даём в руки конкретный инструмент быстрого восстановления сил. 
     Слышу возгласы: «Где же в школе найти тихое место, где взять эти полчаса?» Ответ такой: «Кто хочет быть здоровым и успешным - ищет средства, кто не хочет - ищет причины». 
     В содержании аутогенной тренировки собран опыт и лучшие достижения современной педагогики, психологии и психотерапии. Но не это главное. 
     Главное - это выработать навык систематического ежедневного использования  аудио-тренажёра. Тогда будет результат. 
     И цель моего доклада - привлечь вас к выработке этого навыка. 
     У современного культурного человека ещё с детства выработался навык гигиены тела - ежедневной чистки зубов, систематический душ, мытьё рук перед едой, чистая опрятная одежда. 
     Культурный человек не мирится с грязью тела и при первой же возможности он принимает меры. То есть навык гигиены тела действует автоматически. 
     И в нашем случае полная аналогия. В течение дня накапливается психическое напряжение («психическая грязь») и «её» систематически надо снимать. Переходя на бытовой язык - «душу надо чистить». Сна недостаточно. Требуется навык гигиены душевного состояния, и его необходимо вырабатывать как обязательный элемент современной культуры. 
     И если вы систематически не осуществляете эту психогигиену, то ваши знания о пользе аутогенной тренировки мертвы и бессмысленны. 
     Вы можете вспомнить, как в фильме «Семнадцать мгновений весны» Штирлиц при возвращении в Берлин съезжает на обочину, закрывает глаза и входит в аутогенное состояние. Диктор говорит, что он проснётся через 20 минут, и свежий, полный сил поедет дальше выполнять государственное задание. 
     Здесь же диктор говорит, что такую способность быстрого восстановления сил Штирлиц вырабатывал у себя годами тренировок. По тем методическим рекомендациям, которые представлены во многих справочниках, статьях и энциклопедиях для освоения аутогенного состояния действительно  требуются месяцы и годы. Самостоятельное проговаривание этих текстов и  явилось непреодолимым барьером для массового освоения метода и фактически привело к его забвению. 
     С помощью же нашего аудио-тренажёра аутогенное состояние достигается с первого раза. 
     Эта аутогенная тренировка создана профессором А.А.Востриковым и мною на основе курса «Человековедение» [1]. И прошла за это время (с 1987года) длительную апробацию. В 2003 году она рекомендована к массовому использованию Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ [2]. 
     Я давно выработал у себя навык систематического использования этих аутогенных тренировок. 
     Например, в конце дня, перед уходом с работы домой, я часто в своём кабинете надеваю наушники, и после прослушивания, через полчаса, отправляюсь домой. Очень важно в семью приходить энергичным и бодрым, а не пустым и выжатым ,как часто это бывает у некоторых. 
     Или перед важной встречей я прослушиваю аутогенную тренировку. После этого все заботы дня временно отодвигаются на второй план, и я настраиваюсь на тему встречи. 
     Или, как Штирлиц, если я долго нахожусь за рулём и начинаю испытывать первые признаки сонливости - то сразу съезжаю на обочину, включаю АТ и через 12 минут, по укороченной программе, снова на дороге могу быть собранным и внимательным. 
     При сформированном навыке систематического прослушивания аудио-тренажёра вами достигаются две цели: 
     Во-первых - вы всегда свежий, отдохнувший, а следовательно, адекватный и вызывающий доверие человек. 
     А, во-вторых - вы становитесь менее подверженным различным психосоматическим заболеваниям. 
     Перечень их достаточно обширный. Например, такие сердечно-сосудистые заболевания как стенокардия, артериальная гипертония, ишемическая болезнь сердца, головная боль, мигрень часто могут быть следствием хронических стрессовых состояний. Этот перечень можно продолжить заболеваниями желудочно-кишечного тракта, таких как, гастрит, язвенная болезнь желудка, 12-перстной или прямой кишки. Снижение гормонального фона, обусловленное хроническим нервным напряжением, часто приводит к эндокринным, гинекологическим и андрологическим проблемам. И этот перечень можно продолжать ... 
     Итак, настоящий профессионализм в современных условиях требует от педагога не только ежедневной подготовки к занятиям, но и ежедневных мер быстрого восстановления сил. 
     В противном случае, накопленная усталость переходит в синдром  эмоционального выгорания или синдром хронической усталости, о которых сейчас много пишут и говорят. 


     Рассмотрим вторую часть проблемы. Что делать, если у вас присутствуют такие негативные навыки как обидчивость, раздражительность, гнев и т.д., то есть те навыки, которые недопустимы для проявления в педагогической среде. 
     Для этого у нас разработан ещё один обучающий аудио-тренажёр №2. Он называется «Уравновешенность и устойчивость к стрессу» [3]. 
     В нём даётся техника самопрограммирования новых конструктивных навыков реагирования [4,5]. 
      В этом аудио-тренажёре отрабатываются три таких приёма:

  • приём осмысления эмоциональной устойчивости, возникающий в состоянии релаксации;
  • приём присвоения нужного качества эмоционального реагирования путём подражания и перевоплощения в того или иного героя;
  • приём мысленного проигрывания нового эмоционального реагирования.

     Обсуждение этого аудио-тренажёра №2 выходит за рамки настоящего доклада и может быть темой последующих докладов. 
      Тексты этих аудио-тренажёров представлены на сайте http://www.relax-cd.ru/, и желающие могут с ними ознакомиться и использовать в своей жизнедеятельности. 
      В заключение следует сказать, что только систематическая психогигиена является основой эмоциональной устойчивости педагога. Именно этот навык «чистки души» вырабатывает иммунитет к синдрому эмоционального выгорания и обеспечивает поддержание здорового микроклимата в школе.

Литература:

1.А.А. Востриков, А.А. Табидзе. Компакт-диск «Аутогенная тренировка №1 (базовая). Расслабление и релаксация» Лицензионное соглашение Российского Авторского Общества № 1611 от 14.08.2001г.
2.А.А. Табидзе. Музыкотерапевтические программы и аутогенные тренировки./ Оздоровительные и диагностические технологии восстановительной медицины. Многотомный справочник - Под ред. Член-кор. РАМН А.Н. Разумова - М.: ООО «АльянсИнвест», 2003, с.142.
3.А.А. Табидзе. Компакт-диск «Аутогенная тренировка №2. Уравновешенность и устойчивость  к стрессу». Лицензионное соглашение Российского Авторского Общества № 1610 от 14.08.2001
4.А.А. Табидзе. Аудио-тренажёры личностного роста. Материалы II национальной научно-практической конференции «Психология образования», Москва ,13-15 декабря 2005г., стр.270
5.А.А. Табидзе. Профессиональная саморегуляция педагога - путь преодоления «эмоционального выгорания». Материалы III национальной научно-практической конференции «Психология образования», Москва ,12-14 декабря 2006г., том 2, стр.98.

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Проблема эмоциональной устойчивости педагога