Наш адрес : Россия, г Москва
Телефон: 8 (495) 763-62-30
 

Востриков А.А. "Всестороннее развитие личности в элитной школе"

  ОСОБЕННОСТИ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
НАПРАВЛЕНИЯ ЭЛИТНОЙ ШКОЛЫ

А.А.Востриков, д.пед.н., проф.

     Всестороннее развитие личности учащихся было ведущей декларацией коммунистического воспитания. От того, что мы отказались от этой идеологии, не означает, что идея  всестороннего развитие личности детей в школе утратила свою актуальность. Просто необходимо эту декларацию перевести в практическую плоскость и разобраться, что под нею понимать в условиях доминирования гуманистического образования в элитных школах. 
     Современное демократичное общество основано на гуманистических принципах организации жизни и свободе личности. Ведущим фактором вступает осознанное жизнетворчество каждого человека. Это значит, что каждый человек является осознанным творцом своей жизни и предопределяет то, как она будет осуществляться исходя из своих способностей, возможностей и практического опыта. 
     С рождения способности и возможности человека реализовать себя в жизни ограничены врождёнными задатками и условиями среды проживания и развития. Всем известно, что способности, возможности и жизненный опыт детей предопределяется тем, как его родители уделяют внимание этим факторам жизнетворчества своего ребёнка. Поэтому дети получают разный исходный уровень для своего социального старта - начального состояния самореализации в обществе. 
     Дети не виноваты в том, что родители не могут или не умеют дать своим детям хороший социальный старт. Этим должна и может заниматься элитная школа, если у родителей есть возможность оплатить такое образование своим детям.  В чем заключается исходный уровень жизнетворчества? 
     Для успешного жизнетворчества необходимо:

  • иметь хорошо развитые способности к самостоятельному творческому обучению;
  • обладать необходимым набором личностных качеств и свойств (трудовые, деловые, нравственные, эстетические качества и свойства характера);
  • получить универсальные компетентности, позволяющие легко и свободно осваивать любые ценные для общества профессии (коммуникативность, владение иностранными языками, умение работать с информацией, быстро переучиваться и т.д.)
  • обладать продуктивным интеллектом и готовностью к креативной деятельности.
        Если элитная школа готова развить, сформировать и обучить ребёнка всему перечисленному, то она открывает реальные возможности каждому своему выпускнику стать успешным в постоянно меняющемся обществе. 
         Идея всестороннего развития творческой личности ребёнка, как направление школьного образования может быть реализована по следующим направлениям элитного школьного образования.
  • Развивающее способности к творческой учебной деятельности обучение. Это направление разрабатывается последние 20 лет в теории и технологии школьного предмета - «Практическое человекознание», который ориентирован на активизацию скрытых резервов обучаемости и позволят их активизировать до уровня феноменов скрытой одарённости. На занятиях по этому предмету активно развиваются и тренируются феномены сверхзапоминания (7 видов памяти), осваиваются способы активности внимания, 6 способов мыследеятельности, креативность, как норма мышления и т.д.). 35-55% обычных детей могут проявлять себя в классе, как одарённые дети, если у них развить эти феномены и научить их применять в творческом и продуктивном учебном процессе. В таком процессе проявление креативности является важнейшей особенностью и условием обучения. 
         Внимание! В традиционном репродуктивном обучении эти феномены быстро затухают, т.к. не подкрепляются высоким желанием зубрить материал учебников, и в связи с отсутствием активного индивидуального и группового самостоятельного творчества на уроках. 
        Автор занимался разработкой теории и технологии диагностичного прямого развивающего обучения, которая описана в монографии: А.А.Востриков. Основы теории и технологии развивающего способности обучения в школе. Диагностичное прямое развивающее обучение. Практическое человекознание. Монография. Томск. Изд-во «Продуктивная педагогика». - 251 с.  С этой монографией можно ознакомиться на данном сайте, раздел "Монографии". 
             В разделе портала «Готовые образовательные продукты» читатель может познакомиться с развивающими способности курсами практического человекознания для начальной школы в виде 6 учебников для детей и 5 учебно-методических пособий для учителей, которые автор разрабатывал на протяжении 15 лет.
  • Формирующее личностные качества и свойства характера обучение. Это направление психопедагогики также существует не менее 20 лет и реализовано в том же предмете в школе - «Практическое человекознание». Формирующее личность обучение основано на различных приёмах психотренинга и психотехники, позволяющих развивать культуру эмоций, чувств, навыки волевой саморегуляции, целый ряд навыков самопознания и самопобуждения, нравственное поведение, трудовые и деловые качества, а также осуществлять психокоррекцию вредных привычек и качеств личности. В этом образовательном направлении у учащихся формируются навыки самосовершенствования. 
         Автор занимался разработкой теории и технологии формирующего личностные качества и свойства характера обучения, которая описана в монографии: А.А.Востриков. Основы теории и технологии формирующего личность обучения в школе. Новые подходы к гуманистическому воспитанию. Практическое человекознание. Монография. Томск. Изд-во «Продуктивная педагогика». - 300 с.  

        В разделе портала «Готовые образовательные продукты» читатель может познакомиться с группой учебников по курсу практического человекознания для старшеклассников, направленных на формирование культуры чувств, эмоций, нравственное развитие и волю и т.д.,  а также учебно-методических пособий для учителей.
      Для обучения универсальным компетентностям по базовым и дополнительным школьным предметам разработана продуктивная креативная педагогика, которая позволяет:

  • значительно повысить интеллектуальную тренировку на занятиях, не вызывая умственного утомления;
  • сформировать активную внутреннюю мотивацию к обучению;
  • научить учащихся самостоятельной творческой работе на занятии, как индивидуально, так и в паре и группе;
  • ориентировать образовательный процесс на индивидуальные творческие достижения (ИТД) по каждому виду учебной деятельности как конечному продукту обучения;
  • реализовать дифференцированный подход по сложности обучения, определив границы сложности ИТД и способы их освоения;
  • интегрировать ИТД в ключевую компетентность и создать условия для приобретения опыта применения этой компетентности в разных ситуациях. 
    Публик-5    Это педагогическое направление полностью отличается от традиционного предметного обучения, имеет свою теорию, технологию и  методическое воплощение в собственные учебники, кардинально отличающиеся от массовых учебников по школьным предметам. 
        Автор занимался разработкой теории и технологии продуктивного креативного предметного обучения в школе, которая описана в монографии: А.А.Востриков. Основы теории и технологии креативного предметного обучения в школе. Продуктивное природосообразное личностно-ориентированное обучение. Монография. Томск. Изд-во «Продуктивная педагогика». 2007г. - 321 с. С монографией можно ознаукомиться в разделе "Монографии".

 

  

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Всестороннее развитие личности в элитной школе